Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики
Я считаю, что это безобразие. Когда я выступал вчера, у меня было подозрение, что это сделано по соответствующему сговору с российской стороной, потому что представить себе такое хамство со стороны белорусов без какого-то согласования с Россией я не мог. Хотя меня брали сильные сомнения относительно того, насколько этому может содействовать или насколько на это может соглашаться российское руководство. Потому что это категорически против российских интересов, против интересов поддержки российского бизнеса. И это сильнейший удар — если бы это было с участием наших руководителей — по отношениям между бизнесом и властью в России.
Как мне стало известно со вчерашнего дня, наши вроде бы напрямую участия никакого не принимали. Что дало основания белорусам — то есть не белорусам, а белорусским властям и лично Александру Григорьевичу Лукашенко — устроить это безобразие, я даже не знаю. После этого вообще-то положено разрывать дипломатические отношения и устанавливать эмбарго на границе. Вопиющее безобразие, вот что я могу сказать.
Соответствующие санкции со стороны России по отношению к Белоруссии, я считаю, должны быть предприняты. Чтобы больше такая мысль даже близко не возникала!
* * *
Илья Пономарев, депутат Государственной думы
Дело, в общем, достаточно темное. Я даже писал письмо президенту Лукашенко по поводу странных обстоятельств действий некоторых российских коммерческих структур на территории Белоруссии. Я считаю, что причина достижений, которые есть в Белоруссии, — это то, что они сохранили контроль над своей национальной промышленностью, и благодаря этому у них производство не растащено и не развалилось, как это произошло в России.
Попытки захватить калийные предприятия в Белоруссии предпринимались, и в этом смысле я считаю, что это шаг, наверное, в правильном направлении. Вызывает удивление то, каким образом это было произведено. Приезжает руководитель одной из крупнейших российских компаний по приглашению ни много ни мало премьер-министра. Причем там должен был присутствовать такой уважаемый человек, как Александр Стальевич Волошин, бывший руководитель Администрации президента, который пользуется серьезным влиянием на территории России. Соответственно, такие действия правоохранительных структур могли быть согласованы с российской стороной. Тогда это вызывает очень интересные вопросы, в том числе и к российским правоохранительным органам. Либо это просто вопиюще недружественный акт, и тогда мы будем свидетелями резкого ухудшения российско-белорусских отношений. Но я склоняюсь к первому варианту.
Я бы не стал напрямую утверждать, что арест заказали со стороны России. Я просто думаю, что без согласования это вряд ли может произойти. И я думаю, не случайно сейчас возникают проблемы у всей империи Сулеймана Керимова: проверки, падение курса акций. Очевидно, что у него серьезные бизнес-проблемы, и тут, как говорится, беда не приходит одна. Очень сильно это напоминает классическую попытку захвата активов, которую много раз мы видели в ходе последних 20 лет российского «капитализма» в кавычках.
Материал подготовили: Владимир Титов, Александр Газов