Пять мифов об украинских событиях

Кирилл ШУЛИКА,

заместитель председателя партии «Демократический выбор»

Братский народ и панибратство

Братский народ и панибратство
Та Украина, которую нам показывают по телевизору, ничего общего с реальной Украиной не имеет. Давайте попытаемся разобраться, что происходит в стране на самом деле.
27 февраля 2014
Тема Украины за последнее время стала третьей из числа самых обсуждаемых в СМИ и социальных сетях. Первой был опрос «Дождя» про блокаду Ленинграда, второй — Олимпиада, а третья — как раз смена власти в Киеве. Но при обсуждении происходящего на Украине проявилась одна крайне опасная черта — запредельная агрессивность и жажда крови. Причем крови чужой. Ни Соловьев из телевизора, ни его гости, ни группа поддержки в лице Скойбеды или Доренко участвовать в существующей в их головах войне не поедут. Но в целом та Украина, которую нам показывают в телевизоре, ничего общего с реальностью не имеет. Поэтому давайте попытаемся разобраться, что там есть на самом деле.

Миф №1. Майдан был чисто русофобской акцией

Это совершенно не так. Нужно понимать, что рядом с представителями запада страны стояли русские из Киева и даже востока, и они были едины. В столице Украины живет порядка 15 процентов русских, но даже российскому агитпропу не удалось найти ни одного факта нападения на них со стороны западенцев.

Другое дело, что отношение Майдана к нынешней России было, мягко говоря, весьма прохладным. Хотя это объясняется просто: под видом заботы о братском народе Москва спонсировала надоевший этому народу до ужаса режим Виктора Януковича. Причем Янукович и его окружение, естественно, не тратили российские деньги на украинцев, предпочитая возводить себе дворцы наподобие того, что нашли активисты Майдана у прокурора Пшонки. У Януковича обнаружили частный зоопарк и книги первопечатника Федорова, рядом с которыми валялась шелуха от семечек. Фотографии есть в Интернете, можно найти.

В целом же Майдан являлся чисто внутриполитической акцией избавления от реально криминального режима. Достаточно сказать, что сам Янукович был по молодости дважды судим, причем один раз за разбойные нападения с целью отъема у граждан шапок. Вот как-то я не уверен, что российские патриоты, осуждающие Майдан, хотели бы иметь у себя такого президента. Более того, они часто поддерживают идею Кремля не допускать до выборов даже тех, кто в 15 лет по глупости утащил мешок яблок.

Россия полностью проиграла украинское направление, сделав ставку на очень слабый и непрочный режим, тогда как и Запад, и даже местные олигархи не складывали яйца в одну корзину, а общались в том числе с оппозицией, пытаясь и через нее продвигать свои интересы. Увы, это традиционная ошибка российской внешней политики.

Плюс еще очень слабый посол Михаил Зурабов, который за все время кризиса не сделал ни одного заявления, что контрастирует с активной позицией Виктора Черномырдина во время Майдана 2004 года. Кстати, несмотря на всю риторику, режим Виктора Ющенко не сделал ни единого шага в сторону украинизации русскоязычного населения.

Миф №2. К власти на Украине сейчас придут бандеровцы из «Свободы» и «Правый сектор»

Для начала давайте вспомним, что было с героями революций в России. Много ли защитников Белого дома 1991 года стали большими начальниками, принимающими ключевые решения? Нет, у власти в большинстве своем осталась перекрасившаяся советская номенклатура за редким исключением вроде членов правительства Гайдара. А что было с героями попытки революции 1993 года? Ее лидеры устроились неплохо: кто в Думе, кто в губернаторском кресле, как, например, Александр Руцкой.

Так вот ровно такая же история будет и с «Правым сектором». Тот же Дмитрий Ярош сейчас претендует лишь на пост замсекретаря Совбеза. Что это за должность, можно понять, если попытаться вспомнить хотя бы одного российского визави украинского радикала. Вспомнили? Конечно, у нас в такой должности был Борис Березовский, но это тот случай, когда человек красил место, причем очень недолго.

Что касается «Свободы», то хочу привести такой факт: на Украине ни для кого не секрет, что одним из спонсоров партии является руководитель Европейского еврейского совета олигарх Игорь Коломойский. Так что вы понимаете, надеюсь, какая пропасть у них между лозунгами и работой в той же Верховной раде.

Миф №3. Украинский национализм опасен для России

Тут прежде всего надо сравнить Украину и Россию. В России не существует ни одной националистической партии, а националисты испытывают на себе самое мощное давление со стороны «опричнины». Достаточно вспомнить «дело Даниила Константинова» или совершенно беспредельный приговор Константину Крылову. На Украине же националистические партии вполне успешно существуют, и одна из них является парламентской.

Теперь второе сравнение. В России только за последние годы случились события в Бирюлево, Пугачеве и много более локальные межнациональные конфликты. А известно ли вам хотя бы об одном национальном конфликте такого уровня на Украине? Мне нет. Поэтому я всегда утверждал, что легальное существование национального дискурса не повышает, а снижает межнациональную напряженность. На Украине это, конечно, во многом выгодно русскому национальному меньшинству.

Что касается жестких заявлений в адрес России, то давайте просто посмотрим на ситуацию со стороны. Разве наш агитпроп не делает подобных заявлений в адрес Украины? Уже звучат призывы забрать Крым, ввести танки, вернуть Киев и оставить стране только западные области. Простите, а как реагировать на эти призывы, звучащие даже не в Интернете, а на государственных телеканалах?

У меня такое впечатление, что происходит намеренное стравливание двух народов, плоды которого уже заметны в дискуссиях русских и украинцев в Сети.

Так что вся эта жесткость новой власти Украины — это не более чем защитная реакция на продукт, производимый российским агитпропом.

Миф №4. Новые власти Украины притесняют русский язык

Поводом для рождения этого мифа стала отмена закона о региональных языках, принятого во времена Януковича. Но тут сначала надо разобраться, что этот закон   собой представлял и как действовал.

Начнем с того, что из школ Украины русский язык исчез не при столь нелюбимом Ющенко, а при большом друге России Кучме (часто в международной политике самые большие пакости делают самые большие друзья). Однако русский язык в принципе не притеснялся никогда даже во Львове, где во время чемпионата Европы по футболу по-русски говорили все — я лично это слышал. Да и прежде я не испытывал совершенно никаких проблем в общении на улицах или в кафе.

Более того, украинцы очень политизированная нация, а основные политические программы на телевидении идут на русском языке, равно как и бесконечные шоу, сериалы и прочее. Во львовских кафе во время ЕВРО-2012 футбол смотрели исключительно с комментариями Василия Уткина или Юрия Розанова. Никто никогда не просил выключить звук, не сыпал проклятиями в адрес комментаторов. Так же во Львове я купил уникальную книгу про Валерия Лобановского на русском языке, которая нигде больше мне не попадалась.

Так вот закон о региональных языках был принят при Януковиче под давлением России, что позволило одним сделать вид, что они пекутся о русских за рубежом, а вторым — получить очередную финансовую помощь, ушедшую на дворцы.

Ныне действует закон УССР от 1989 года, который, понятно, никак не дискриминирует русский язык. 26 февраля на Украине даже провели День русского языка с участием, например, мэра Львова Андрея Садового. За день до этого в поддержку русского языка высказалась интеллигенция западной части Украины, в том числе внук того самого командующего дивизией «Галичина» Шухевича.

Да и какой смыл уничтожать русский язык, если это ничего не даст? Люди как говорили на русском языке, так и будут говорить. Тем более не забывайте, какое количество смешанных браков существует на Украине. А в делопроизводстве или в школах русского языка нет уже давно.

Еще одно обстоятельство, которое защищает русский язык, заключается в том, что на востоке Украины, где он, скажем так, популярен, живет больше избирателей, чем на западе. Соответственно, любой, кто хочет стать президентом, просто обязан заручиться хотя бы частичной поддержкой востока, для которого языковой вопрос далеко не на последнем месте.

Миф №5. Русским в Крыму угрожает опасность, исходящая от новой власти

На самом деле сейчас именно на Крым направлено действие российского агитпропа. Понятно, что в ситуации политической нестабильности собираются митинги и русских, и крымских татар, в результате чего случаются даже стычки. И вместо того чтобы успокоить ситуацию, российские телеканалы, которые, кстати, в Крыму очень популярны, ее, наоборот, нагнетают, сообщая чуть ли не о сборе добровольцев на защиту проживающих там русских.

Материал по теме: о том, что немедленно нужно делать России, для того чтобы защитить русских в Крыму, и о тех вещах, которые в отношении Украины делать ни в коем случае нельзя, но которые все равно делаются. (ДАЛЕЕ)

В реальности никакой агрессии к Крыму новая власть не проявляла, и напрягают ее только две вещи: избрание мэром гражданина России Чалого и всяческое стремление российской пропаганды заявить о территориальных претензиях. Так что тут еще большой вопрос, Украина или Россия более агрессивно ведет себя по отношению к крымчанам.

Русских в Крыму по переписи 2001 года (а более свежих данных нет) 58 процентов, это на 10 меньше, чем было в 1989 году. Число украинцев стабильно — порядка 25 процентов, крымских татар — 12, что больше в 12 раз по сравнению с тем же 1989 годом. В реальности же за это десятилетие благодаря традиционно высокой рождаемости возросло количество крымских татар, а за счет миграции в Россию упало количество русских. Поэтому национальный состав полуострова отнюдь не гарантирует, что по результатам референдума Крым станет независимым или российским.

Угрозу для русских там представляют крымские татары, проводящие политику исламизации региона, начатую сразу по возвращении из депортации. И в Крыму получается ситуация, знакомая многим россиянам по своим городам: на улицах, в школах, в сфере торговли и услуг появляется все больше людей с чуждой культурой, которые строят мечети и устанавливают свои суровые порядки в местах проживания.

Решать этот вопрос можно только в переговорах с новой украинской властью, которая тоже не заинтересована в межнациональной розни на своей территории, потому что любые активные действия приведут на Украину еще и профессиональных исламских боевиков из разных стран мира, что точно повысит уровень террористической угрозы.

Кремлю надо защищать права русских там, где это действительно требуется. Еще недавно все обсуждали скандал, когда русские беженцы из Чечни не могли получить обещанное жилье в Питере. А что касается русских за рубежом, то право на упрощенное получение российского гражданства должны получить все желающие, а не только жители тех регионов, где это выгодно исходя из неуемных имперских амбиций российских политических элит.

А вообще главная сложность в российско-украинских отношениях заключается в том, что Кремль очень сильно скучает по советской империи и, конечно, считает Украину своей. Та, в свою очередь, пытается построить национальное государство по образцу европейских стран. Облегчить ситуацию можно только тогда, когда придет понимание: Украина братское, но независимое государство.

Кстати, это же должна признать и российская оппозиция, представители которой зачем-то ездили на Майдан для участия во внутриполитическом конфликте в соседней стране.

 

Материал подготовили: Кирилл Шулика, Александр Газов