О присоединении Крыма
«Россия никогда не планировала никаких аннексий, никаких военных действий в Крыму. Наоборот, мы исходили из того, что мы будем строить наши межгосударственные отношения с Украиной исходя из сегодняшних геополитических реалий. Но мы также всегда думали и надеялись на то, что наши люди, русские, русскоязычные граждане Украины, будут проживать в комфортных для себя условиях и комфортной обстановке и не будут никак притесняться».
«Наша задача заключалась в том, чтобы обеспечить условия для свободного волеизъявления граждан, и поэтому мы должны были предпринять необходимые меры, чтобы события не развивались так, как они сейчас развиваются в Юго-Восточной Украине. Поэтому за спиной сил самообороны Крыма, конечно, встали наши военнослужащие. Они действовали очень корректно, но, как я уже сказал, решительно и профессионально. Имейте в виду, что в Крыму находилось свыше 20 тыс. военнослужащих, хорошо вооруженных. Там только одних систем С-300 38 пусковых установок, и склады с вооружением, и эшелоны боеприпасов. Нужно было оградить людей даже от возможности применения этого оружия в отношении гражданских лиц».
О присутствии российских силовиков в Донецкой и Луганской областях
«Нет на востоке Украины никаких российских подразделений. Нет ни специальных служб, нету инструкторов. Это все местные граждане. И самым лучшим доказательством этому является то, что люди, что называется, в прямом смысле слова сняли маски».
О действиях украинской армии
«Вместо того чтобы осознать, что происходит нечто неладное в украинском государстве, и предпринять попытки к диалогу, они (украинское правительство. — Ред.) начали еще больше угрожать силой и дошли до того, что двинули на гражданское население танки и авиацию. Это еще одно очень серьезное преступление киевских сегодняшних властителей».
«Сейчас мы слышим призывы к тому, чтобы люди на юго-востоке Украины сложили оружие. Я своим партнерам говорю: это правильный, замечательный призыв. Но тогда армию оттащите от гражданского населения. Совсем с ума сошли? Танки, бронетранспортеры, пушки тянут — против кого пушки тянут? Сушки (военные самолеты «Су». — Ред.) летают, совсем сбрендили, что ли!»
О перспективах введения российских войск на юго-восток Украины
«Мы не должны впадать в эйфорию, и надо исходить из реалий. Национально-этнический состав Крыма отличается от этих территорий. Там примерно 50 на 50. Я уже говорил, что окончательное решение о возвращении Крыма было принято по результатам референдума. У нас выбора другого не было. Какая ситуация здесь (на юго-востоке Украины. — Ред.), мы доподлинно не знаем. Но мы знаем, что мы должны помочь этим людям защитить свои права».
«Я напоминаю, что Совет Федерации РФ предоставил президенту право использовать Вооруженные силы на Украине. Очень надеюсь на то, что мне не придется воспользоваться этим правом и что политико-дипломатическими средствами нам удастся решить все острые, если не сказать острейшие, проблемы сегодняшнего дня в Украине. Мы должны сделать все, чтобы помочь этим людям (жителям юго-восточных областей Украины. — Ред.) защитить свои права и самостоятельно определить свою судьбу. Вот за это мы и будем бороться».
О Викторе Януковиче
«Он исполнял свой долг так, как считал возможным и нужным. Я с ним говорил неоднократно и в ходе кризиса, и после того как он оказался в России, в том числе говорили и о возможности применения силы. Можно к этому относиться как угодно, но суть его ответа заключалась в том, что, как он мне сказал: «Неоднократно думал над необходимостью применения силы. Рука не поднялась подписать приказ о применении силы против своих граждан».
Об украинской революции
«Как только Янукович выехал из Киева и вывел подразделения МВД из столицы — захватили здание администрации президента и правительственные здания, совершили госпереворот в полном, классическом смысле этого слова. Зачем это было сделано, зачем надо было действовать так непрофессионально, так глупо и ввергнуть страну в то состояние, в котором она находится, не понимаю. И ответа ни у кого нет».
О спецподразделении МВД Украины «Беркут»
«Бойцы «Беркута» честно и достойно исполняли свой служебный долг — это вызывает уважение. Но в конечном итоге то, что с ними произошло и как поступают с бойцами сейчас в Киеве, — это аукнется для самого украинского государства. Потому что нельзя ни унижать, ни ставить на колени бойцов, которые защищают интересы государства».
О президентских выборах на Украине
«В соответствии с действующей Конституцией нельзя избирать нового президента, пока есть действующий живой президент».
«Лидер сегодняшней президентской гонки — господин Порошенко, у которого большая часть бизнеса в России... Юлия Тимошенко, я знаю лично ее хорошо, хоть и призывает расстреливать русских из атомного оружия, я думаю, что это сделано, скорее всего, в ходе какого-то эмоционального срыва. В целом мы представляем, что это за люди, и будем работать со всеми».
Об отношениях между русским и украинским народом
«Все мы находимся под гнетом определенных эмоций, но если мы любим друг друга и уважаем, то мы должны найти способ понять друг друга. Я думаю, что в рамках одной семьи это проще сделать, чем в рамках государств. Но даже в рамках межгосударственных отношений, уверен, мы найдем взаимопонимание с Украиной и мы друг от друга никуда не денемся. Надеюсь, что и на Украине придет понимание того, что иначе в Крыму Россия поступить не могла».