В последнее время подобная практика стала нормой, особенно в отношении представителей оппозиции, участников «маршей несогласных». Часто милиция еще до начала подобных массовых акций задерживает по спискам многих активистов под различными незначительными предлогами — неправильный переход улицы или запах алкоголя.
Такие задержания заканчиваются одинаково — после окончания акции задержанных освобождают, но клеймо административного нарушения уже висит на человеке. Все попытки жертв подобных задержаний обжаловать действия милиции заканчивались примерно одинаково: либо суд вообще отказывался принимать иски против действий правоохранительных органов, либо выносил решение о правомерности действий сотрудников МВД. Часто срок давности по административным делам против милиции истекал до того, как суды успевали рассмотреть дело, и оно автоматически закрывалось.
Отныне истечение срока давности по делам об административных правонарушениях не является для судов основанием для отказа гражданам в проверке законности их задержаний. Теперь рассмотрение административных дел может быть продлено по ходатайству самого обвиняемого.
Кроме того, Конституционный суд постановил, что незаконно задержанные граждане вправе потребовать возмещения причиненного вреда. Правда, процедура пересчета причиненного вреда на деньги пока не разработана.
Предполагается, что теперь милиция будет действовать более ответственно.
Комментирует Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы
Главное положение судебной системы — равенство всех граждан перед законом. В нашей стране это положение нарушается. Судьи возбуждают дело и выносят решение, основываясь на показаниях представителей правоохранительных органов. Милиционеры же в суде не говорят, что человека, подавшего жалобу, задержали, когда он просто шел в общей колонне на демонстрации. Милиционеры откровенно лгут, что задержанные на них нападали, пытались ударить, избить. И судьи отказываются выслушивать задержанных, говоря, что достаточно показаний сотрудников МВД. Но милиционер является заинтересованным лицом. Все, в том числе и сам судья, знают, что милиционер откровенно лжет. Но итоговое решение по делу о незаконном задержании остается одинаковым — действия сотрудников МВД были правильными, задержание было обоснованным.
Решение Конституционного суда, безусловно, момент положительный, но ситуацию в целом оно исправить пока не может.