В Министерстве юстиции подготовлен закон, который предусматривает выплаты гражданам, пострадавшим в результате служебной деятельности силовиков — проведения контртеррористических, спецопераций по задержанию преступников. Раньше пострадавших граждан с требованиями о возмещении ущерба чиновники отсылали к самим бандитам и террористам.
За разработку подобного закона власти взялись не от хорошей жизни. Сегодня иски пострадавших от действий правоохранительных органов граждан принимает Европейский суд. И, как правило, выносит решение в пользу потерпевшего. Компенсационные суммы достаточно высоки. Новый закон как раз и позволит урегулировать вопрос на месте, в России. Тем более что сумма компенсации в этом случае будет существенно ниже той, которую обычно присуждают в Страсбурге.
После принятия закона и начала рассмотрения подобных дел все находящиеся сейчас на рассмотрении в Европейском суде иски будут, скорее всего, возвращены «на родину».
Саму процедуру планируется сделать максимально простой — пострадавшему будет достаточно подать заявление.
Комментирует Лев Александрович, исполнительный директор общероссийского движения «За права человека»
В каждом демократическом государстве такой закон должен быть. Другое дело, как он будет работать. Европейский суд выделен из российской юрисдикции, его решения обязательны для исполнения государством. И государство следит и отвечает за выполнение этих решений.
А будут ли выполняться решения российского суда? Будут ли эти решения столь же справедливы, как решения Европейского суда? Сомнения есть уже сейчас. Потому что Верховный суд России принимает порой чудовищные, явно коррумпированные решения. На него оказывают влияние и силовики, и государственные структуры, и Минфин, который будет выполнять решения о выплате компенсаций. Поэтому Верховный суд отнюдь не столь независим в этом вопросе, как Европейский суд по правам человека. И даже если при разработке законопроекта у людей были самые честные и чистые помыслы, правильность будущих решений российских судов остается под большим вопросом.
Сейчас в Европейский суд можно подавать жалобу после решения суда второй инстанции. Причем рассмотрение дела в Евросуде идет параллельно с таким же рассмотрением дела в России. Поэтому существует своеобразная подстраховка: если решение российского суда будет несправедливым или компенсация недостаточной, всегда есть шанс получить больше по решению суда европейского. Хотелось бы, чтобы такая ситуация сохранилась и после принятия закона — это существенно снизило бы уровень коррупции и повысило исполняемость судебных решений.