Виновных по новому делу ЮКОСа следствию стоит искать не в застенках «Матросской тишины», где ждут приговора суда Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, а за рубежом, считает председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин. Вчера в интервью газете «Ведомости» он подтвердил давно бродившие слухи о параллельном тайном расследовании уголовных дел, связанных с ЮКОСом.
По его словам, «в настоящее время в Главном следственном управлении СКП расследуется уголовное дело в отношении основных акционеров и менеджеров ОАО «НК «ЮКОС». Действуя в составе организованной группы, они якобы выступали от имени руководителей подставных российских компаний в качестве мнимых покупателей и по заниженным ценам присваивали нефть добывающих дочерних предприятий ОАО «НК «ЮКОС». С приобретенными в результате хищения денежными средствами акционеры и менеджеры осуществляли финансовые операции и другие сделки.
При этом Бастрыкин подчеркнул, что «виновные в совершении указанных преступлений лица в настоящее время находятся на территории Великобритании, США, Израиля и объявлены в международный розыск».
Комментирует Вадим Клювгант, адвокат Михаила Ходорковского
Это лаконичное высказывание очень емко по содержанию. В нем я хотел бы выделить три важных момента.
Первое: мы несколько месяцев не могли добиться от прокуратуры разъяснения, что обвинение имеет в виду, говоря о хищении нефти. Сейчас Александр Бастрыкин как главный следователь страны наконец дал такое разъяснение. Мы ему за это очень признательны. Другой вопрос, что конкретно он разъяснил и как это разъяснение соотносится с буквой и духом закона. Но это разговор отдельный, и мы к нему еще не раз будем возвращаться.
Второе: мы сейчас вместе со всем миром получили официальное подтверждение высшего должностного лица следственных органов России о том, что расследование обстоятельств, за которые Михаил Ходорковский и Платон Лебедев преданы суду, еще только ведется. Это то самое параллельное тайное следствие, о котором защита говорит не первый год. Опять возникает вопрос: как это соотносится с законом?
И третье: по словам председателя Следственного комитета при прокуратуре, они только еще ведут расследование дела ЮКОСа, но уже знают виновных в этом якобы преступлении. Я, опять же, вывожу за скобки, что должностное лицо столь высокого уровня — доктор юридических наук, профессор — обязано знать, кто по закону имеет право признавать виновным того или иного человека. Это никак не он, а только суд. Беря на себя такую ответственность, видимо, он готов ее нести.
Я хочу обратить внимание еще на один момент: среди тех виновных, которых Бастрыкин уже знает, нет ни Михаила Ходорковского, ни Платона Лебедева. По его словам, преступники скрываются на территории Великобритании, США и Израиля. Ни Ходорковский, ни Лебедев на территории этих стран сейчас не находятся. По понятным нам всем причинам.
На что следствие рассчитывает, делая подобные заявления, я не знаю. Мне думается, что это уже полная отмороженность, расчет на безнаказанность и вседозволенность.
В недавнем своем интервью академик права и мой учитель Сергей Сергеевич Алексеев сказал, что в России происходит крушение права в его общецивилизационном и высоком значении. Это вот так мы боремся с правовым нигилизмом?