Интервью

Алексей Кондауров, Анатолий Локоть, Владимир Жеребенков

Почему отнекивается премьер-министр

Почему отнекивается премьер-министр
Владимир Путин не знает о самых популярных темах, которые обсуждаются в российском обществе.
30 августа 2010
В сегодняшнем «Коммерсанте» опубликовано интервью с председателем кабинета министров России, в котором он откровенно признался, что не знает Юрия Шевчука и впервые услышал о том, что в Хамовническом суде слушается второе «дело ЮКОСа».

— Я когда узнал о втором процессе, очень удивился, спросил, что за процесс, он ведь уже сидит свое, — рассказал корреспонденту газеты Владимир Путин. — Какой второй процесс? Но если такой процесс идет, значит, в этом есть необходимость с точки зрения закона. Не я веду это дело.

Ходят слухи, что «руку на пульсе» второго «дела ЮКОСа» держит доверенное лицо премьер-министра — первый вице-премьер Игорь Сечин. Дескать, чтобы не тревожить шефа всякими неприятностями, его ограждают от информации о ходе суда над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым. В этом случае Владимир Путин действительно может не знать подробностей процесса.

Но вряд ли он не знает о нем вообще. Так считают многие эксперты, которых успели спросить корреспонденты «Особой буквы».

Лукавство председателя правительства вполне объяснимо. Если он в курсе событий, которые вот уже второй год происходят в Хамовническом суде, то должен немедленно принять меры и прекратить беззаконие. Ведь вся страна знает, что наш премьер-министр — специалист во многих областях и ему по силам вмешаться в ход любого процесса, тем более такого. Сделать вид, что «не в теме», конечно, куда безопаснее.

Алексей Кондауров, генерал-майор КГБ в отставке, экс-менеджер компании «ЮКОС»

Понятно, что в ситуации, когда процесс, по сути, развалился, Путин хочет как-то дистанцироваться от него. Но реальные указания дает все же он и только он.

В скобках журналист отметил, что беседу он ведет с таксистом. На самом деле, по терминологии, по уровню понимания и внутренних, и мировых проблем это даже не таксист, а некий не выросший подросток. Уж никак не глава правительства страны. С таким премьером нет никакой надежды для России на светлое будущее.

Высказываясь о своем изначальном незнании по поводу второго судебного процесса над Михаилом Ходорковским, Путин лукавит. И его предыдущие заявления это лукавство выявляют. Прежде чем начать второй процесс, с премьером не просто консультировались, а получали его добро. Поэтому все подобные заявления — для темных масс людей, не понимающих и не знающих, что происходит. Именно с ними он разговаривает и на их же языке. Хотя, возможно, он другого и не знает.

Около года назад, когда на одной из встреч с журналистами Дмитрия Медведева спросили о втором «деле ЮКОСа», он честно ответил, что это не его тема. Хотя у президента есть рычаги влияния на ситуацию. Например, при желании он мог бы воспользоваться своим правом и помиловать Ходорковского и Лебедева по первому делу.

Очевидно, что при разваливающемся процессе у заинтересованных лиц не хватает политических ресурсов на то, чтобы дать обвиняемым большие сроки. Однако допустить оправдательного приговора эти люди также не могут. Скорее всего, дело ограничится малым сроком. Хотя как можно говорить о малом сроке, если люди вообще очевидно невиновны?

После выхода и Михаил Ходорковский, и Платон Лебедев, вероятно, останутся в России. Власти вряд ли допустят ситуацию, при которой оба займутся серьезным бизнесом в стране или серьезной общественной работой. Поэтому бизнесом им придется заниматься где-то за рубежом. Но жить они будут здесь.

Анатолий Локоть, депутат Государственной думы

Вряд ли возможно, что премьер-министр не знал о начале второго процессе по «делу ЮКОСА». Ведь до сих пор премьер проявлял большую заинтересованность в этом деле, если не явно и не публично, то через своих заместителей, помощников.

Впереди президентские выборы 2012 года. И сейчас идет жесткая борьба между командами действующего президента и премьер-министра: кому же быть этим самым кандидатом в президенты на выборах. Оба претендента стараются быть помягче, попушистее, побелее. Никто не хочет идти на обострение.

Идет сражение за имидж, причем не только внутри страны, но и вне ее. Общеизвестно, что «дело ЮКОСа» привлекает большое внимание за рубежом. Утверждая, что был удивлен, узнав о втором процессе по делу Ходорковского, Путин хочет казаться либералом.

Владимир Жеребенков, адвокат Евгения Чичваркина, член Межрегиональной коллегии «Закон и человек»

И процесс против Михаила Ходорковского, и процесс против Евгения Чичваркина политически ангажированы. Я больше двадцати лет работал в МВД, прошел от отделения милиции до центрального аппарата следственного комитета МВД, знаю все внутренние механизмы. Поэтому уверенно могу сказать, что в отношении лиц подобного уровня уголовное преследование, тем более его дальнейшее расширение, невозможно без санкции сверху. И руководство страны по крайней мере должно было об этом знать.

По идее, возбудили уголовное дело, наказали, и все. Зачем дальше городить? В случае с Михаилом Ходорковским ему вменяют в вину те же действия, за которые он был осужден в первый раз, но под другим соусом. Якобы он лично был замешан в краже такого количества нефти, которое компания и не добыла. Судят за одно и то же. И процесс этот становится смешным в глазах не только специалистов, юристов, но и общественности, отечественной и иностранной.

Чтобы не казаться смешным, премьер и высказался в том ключе, что он и знать об этом не знал.