На записи видно, как один из нападавших подошел вместе с журналистом к калитке у ограды дома и сбил его с ног, второй подбежал сзади. Сначала неизвестные били Кашина ногами, затем один из них начал наносить удары железным прутом, принесенным с собой в букете цветов, а другой держал журналиста.
Олег получил страшные ранения: перелом основания черепа, перелом челюсти, переломы ног. В воскресенье Кашину сделали вторую по счету операцию. Хирурги извлекли осколки костей, попавшие в черепную коробку. Кроме того, врачам пришлось ампутировать корреспонденту палец — судя по всему, нападавшие специально били журналиста по рукам в отместку за его публикации.
С просьбой профессионально охарактеризовать видеозапись нападения на Олега Кашина и оценить перспективы ее использования при расследовании этого зверского преступления мы обратились к председателю исполкома Общероссийского профсоюза негосударственной сферы безопасности (НСБ), эксперту по безопасности Дмитрию Галочкину.
Что я и специалисты нашей организации можем сказать, изучив видеозапись этого ужасного происшествия? Во-первых, обращаю внимание на низкое качество этой записи, вследствие чего опознать по ней нападавших будет чрезвычайно сложно. Камера не имеет системы «ночной подсветки», весь сюжет просматривается в свете горящего фонаря. Этот дефект не позволит идентифицировать личности нападавших, использовать эту запись в качестве доказательной базы будет весьма проблематично.
Видеокамера стандартного разрешения (не более 480 строк), черно-белого изображения. Днем вероятность идентификации человека была бы выше. При ночной видеосъемке, без подсветки со стороны, камера дает силуэты людей, и основное усиление видеокамеры компенсирует засветку от источника света в правом верхнем углу. Возможно, наличие ИК-подсветки дало бы более детальную прорисовку ситуации, но, к сожалению, это видеокамера обзорного типа, с широким углом обзора, а для узнаваемости необходимо, чтобы лицо человека занимало не менее 20 процентов от площади экрана, однако подобные камеры практически не используются в системе «Безопасный город».
К сожалению, это стандартная ситуация для муниципальных систем видеонаблюдения в Москве, так как при закупке системы заказчики экономят деньги, не задумываясь о необходимости создания доказательной базы.
Хочется надеяться, что даже в таком виде эта запись позволит следствию сделать очевидные выводы.
На записи видно, что между жертвой и нападавшими не было бытового конфликта, что это не банальный грабеж или нападение из-за «кошелька». Первый удар, поваливший журналиста на асфальт, был нанесен с профессиональной точностью в челюсть. Вне сомнения это удар профессионального боксера, хорошо поставленный и используемый на ринге для вывода противника из строя. Нападающие действуют согласованно: один удерживает жертву со стороны головы, другой методично наносит удары железным прутом, принесенным с собой в букете цветов, по конечностям с целью максимально травмировать человека. Даже когда прут вылетает из рук, его поднимают и продолжают избиение.
Примерно таким же образом были нанесены травмы в Химках Михаилу Бекетову. Скорее всего, это не покушение на убийство, а целью нападавших было максимально травмировать Кашина. Хладнокровие, с которым действуют бандиты, несмотря на проезжающие неподалеку машины, говорит о том, что у нападавших имелись сообщники и они были достаточно уверены в том, что им не помешают.
Более того, сама форма расправы над журналистом очень напоминает небезызвестные методы итальянской мафии. Кашина били по рукам, чтобы не писал, по челюсти, чтобы не говорил, по ногам — чтобы не ходил.
Специалисты нашего союза готовы в срочном порядке не только проконсультировать любого из журналистов газеты «Коммерсант» о том, как правильно себя защищать в таких ситуациях, но и обучить конкретным навыкам. Более того, мы планируем устраивать регулярные мастер-классы по безопасности для всех представителей СМИ, кто опасается за свою жизнь и здоровье в связи с профессиональной деятельностью. Это хорошее дело и всегда пригодится в нашей непростой жизни. Нападения на журналистов с целью запугать, «объяснить», чего делать не следует, к сожалению, становятся если не нормой, то весьма действенным средством «исправления» ситуации.