На скамье подсудимых трое мужчин ― Али Турпал Ж., Отто К. и Сулейман Д. Имена обвиняемых официально не называются в соответствии с австрийским законодательством. Ранее прессе было известно, что по делу проходил Отто Кальтенбруннер. Отец убитого называл его выходцем из чеченского Гудермеса по фамилии Эдилов. Причастность 41-летнего Кальтенбруннера была установлена по показаниям свидетелей: они видели номер его Volvo, скрывшегося с места убийства Исраилова.
Подозревается, что именно Отто имел тесные связи с Кадыровым. Доказывая это, прокурор Леопольд Бьен продемонстрировал суду сделанные на мобильный телефон фотографии, на которых обвиняемый и президент Чечни стоят в неофициальной одежде и обнимаются. Прокуратура также подтвердила, что следователи нашли связь между Кальтенбруннером и Шаа Турлаевым ― человеком из ближайшего окружения Рамзана Кадырова.
Обвиняемым вменяют причастность к убийству, связи с преступными элементами и попытку похищения человека. Непосредственный убийца, который произвел контрольный выстрел в голову Исраилова, как считают прокуроры, бежал в Чечню и получил там «высокую должность, возможно, в правоохранительных органах». «Он должен был быть как-то вознагражден», ― пояснил эту версию прокуратуры Бьен. В случае если вина будет доказана, им грозит от 10 до 20 лет лишения свободы.
Несмотря на то что Рамзан Кадыров неоднократно заявлял, что не имеет никакого отношения к убийству Умара Исраилова, сразу несколько международных правозащитных организаций обратились к властям Австрии и России с требованием проверить сведения о возможной причастности главы Чеченской Республики к преступлению. Лидер австрийской партии «зеленых» Петер Пильц назвал Кадырова «одним из страшнейших серийных убийц нашего времени». Как считает политик, чеченский лидер должен предстать перед судом. Ранее Пильц требовал возбудить дело против Кадырова. Он также обнародовал сведения о чеченском «эскадроне смерти», который в Европе убивает неугодных главе кавказской республики людей. По данным Петера Пильца, эту структуру с 2005 года возглавляет бывший начальник УВД Чечни Саид-Селим Пешхоев. По его словам, сейчас в списке неугодных Кадырову 5 тыс. человек, 500 из них собираются убить.
Процесс в Вене проходит в условиях повышенных мер безопасности. Здание суда накануне было оцеплено полицейскими, а всех входящих тщательно обыскивали. Туда приехали вдова Исраилова и его отец, который ранее обвинял в массовых убийствах премьер-министра Российской Федерации Владимира Путина и лидера Чечни Рамзана Кадырова.
За ходом судебного разбирательства следят почти все ведущие европейские СМИ. После того как Вена отказала Исраилову в защите и он был убит, австрийские политики и правозащитники обвиняют правоохранительные органы страны в некомпетентности, а власти — в нежелании портить отношения с Россией.
Адвокат главы Чеченской Республики Андрей Красненков считает, что преследования Кадырова не будет. По словам юриста, чтобы привлечь его клиента к ответственности, «нужны веские доказательства, а их просто нет и быть не может». Он утверждает, что Умар Исраилов никогда не был охранником Рамзана Кадырова. А убить его могли подельники, так как в Австрии он якобы участвовал в криминальных схемах по отправке нелегальных мигрантов в Европу. Возможно, он задолжал подельникам из числа чеченцев или же начал сдавать их полиции, предполагает Красненков.
В свою очередь, адвокат семьи Исраиловых Надья Лоренц не сомневается, что присяжные признают обвиняемых виновными. Однако, по ее словам, нынешний процесс является лишь началом раскрытия убийства Умара Исраилова. Финальная точка в нем будет поставлена, лишь когда на скамье подсудимых окажется Рамзан Кадыров.
Комментирует Олег Орлов, председатель совета правозащитного центра «Мемориал»
Факты говорят о том, что Умар Исраилов сбежал из Чечни и заявил: в Чечне есть тайные тюрьмы, в них содержатся многочисленные неугодные Кадырову люди, и он сам находился в одной из таких тюрем. После этого Исраилова пытались похитить и убили.
До недавнего времени тюрьмы в Чечне, в которых содержались незаконно задержанные — то есть похищенные — люди, были. Причем многие из них располагались в подвалах подразделений МВД Чечни. Об этом рассказывали многочисленные свидетели и узники подобных учреждений.
Как дела обстоят сейчас, неизвестно. Но люди на территории всех республик Северного Кавказа, в том числе и руководимой Рамзаном Кадыровым, пропадают до сих пор и в значительных количествах.
Существует мнение, что доказательная база причастности главы Чечни к попытке похищения и убийству Умара Исраилова недостаточна. Это, конечно, будет решать суд, но, по моему мнению, — а я слежу за разбирательством — судьям есть о чем подумать.
Вообще, комментировать что-то пока рано. Посмотрим, как будет проходить процесс.