Адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт поделился с «Особой буквой» своим видением причин, почему делегаты Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) решили не поднимать на открывшейся зимней сессии тему нового приговора Михаилу Ходорковскому.
Юрий Маркович отметил, что точные причины, конечно, назвать не может, но у него есть три версии произошедшего.
«Первая версия, самая негативная. Такой перенос может быть следствием очередной уступки европолитиков, которые часто совершенно необоснованно и недальновидно идут на уступки России, проявляя так называемую политкорректность. Откровенно могу сказать, что отношусь к европейским и в значительной степени американским политикам с достаточно большой долей скепсиса», — заявил Шмидт.
По его словам, есть и другая, нейтральная и уважительная по отношению к ПАСЕ версия.
«Обязательные решения все-таки принимает Европейский суд по правам человека. Где-то уже на подходе должно быть решение по делу «ЮКОС против России», слушание по которому состоялось еще весной. По-моему, все правила приличия обязывают наконец это решение огласить. Может быть, европейским политикам что-то известно о предполагаемых сроках оглашения вердикта, и поэтому они не хотят, что называется, забегать вперед и планируют предоставить слово тем, чье слово наиболее весомо», — говорит адвокат Ходорковского.
У Юрия Шмидта есть и третье предположение.
«Известно, что к экономическому форуму в Давосе западные политики и экономисты подготовили для президента России Дмитрия Медведева немало вопросов, касающихся дела Ходорковского. Поскольку в этом году сессия ПАСЕ и форум практически совпадают по времени, может быть, было принято решение не распылять тему, а основные вопросы оставить на Давос. Хотя, по моему мнению, одно другому бы не помешало. Потому что чем больше говорить на эту тему, жужжать в уши нашей власти, тем больше шансов на то, что она когда-то услышит и отреагирует», — считает Юрий Маркович.
При этом адвокат напомнил, что еще около десяти дней назад, когда появились первые отклики западных политиков на приговор Ходорковскому, спикер Госдумы Борис Грызлов неожиданно заявил о том, что непонятно, почему все так торопятся, поскольку приговор еще не вступил в законную силу.
«Мы сначала удивились, к чему бы это. Потом политики как попугаи начали повторять те же самые фразы. Как я понимаю, это сверху была спущена директива — постараться отбиваться от всех вопросов именно таким вот способом», — рассказал Юрий Шмидт.
Адвокат заявил, что ему очень хочется верить в то, что к середине 2012 года Михаил Ходорковский и Платон Лебедев будут уже дома.
«Если этого не случится, то уж лучше пусть поздно будет обнародован доклад, чем никогда», — подвел итог он.