В Мосгорсуде создана спецкомиссия, которая будет оценивать поведение работников судов

Комментирует Владимир Жеребенков,

адвокат

Московскую Фемиду подучат хорошим манерам настоящей леди

Московскую Фемиду подучат хорошим манерам настоящей леди
Специальная комиссия Московского городского суда будет разбирать случаи волокиты, хамства и других нарушений, допущенных работниками аппарата судов столицы.
23 мая 2011
Об этом в конце минувшей недели сообщила председатель Мосгорсуда Ольга Егорова. Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих будет не только отслеживать случаи волокиты или невежливого обращения с гражданами, но и контролировать образ жизни судейских работников во внерабочее время. Возглавит комиссию судья Мосгорсуда Алексей Князев.

 

Уже почти год в России работает новый орган — Дисциплинарное судебное присутствие, которое разбирает дела проштрафившихся судей. Наказания представителям Фемиды выносят или отменяют шесть судей — три от Верховного суда и три от Высшего арбитражного. За 2010 год было рассмотрено 32 жалобы. В интервью «Московскому комсомольцу» член Дисциплинарного судебного присутствия, судья Верховного суда Николай Толчеев сказал, что больше всего жалоб приходится на волокиту. Иногда у судьи в сейфе месяцами лежит экспертное заключение. Часто служители Фемиды затягивают с составлением мотивированного решения. «Был случай, когда судья по восемь месяцев мотивированное решение не могла подготовить. При этом она говорила: ну и что, ничьи права не нарушены, я же выдала резолютивную часть, исполнительные листы», — таким примером Толчеев проиллюстрировал проблемы судейского сообщества.

Любопытно, что для разбирательства с различными нарушениями со стороны самих судей недавно в рамках Совета судей Москвы была создана специальная комиссия по этике. Видимо, этого оказалась недостаточно, чтобы хоть как-то улучшить работу столичных судов в целом. Новый орган будет разбираться не с судьями, а с работниками аппаратов.

Тот, кто хоть раз оказывался в судах Москвы, не понаслышке знает, что неразбериха и хамство начинаются отнюдь не в зале заседаний, а в канцелярии. Большинство помощников судей и секретарей вежливостью также не отличаются. Справедливости ради нужно заметить, что на этих должностях обычно трудятся молодые люди, недавно окончившие школу. Приходят они туда, как правило, на год-два в надежде получить рекомендации для поступления в юридические вузы по целевому набору или набраться опыта перед поступлением. Оклады у них минимальные, а бумажной работы — огромное количество.

Как пишет «Коммерсант», одной из причин, побудивших руководство Мосгорсуда создать соответствующую комиссию, стали откровенные фотоснимки «молодых работников судов», выложенные ими же в социальных сетях. Однако эта проблема в последнее время затрагивает не только судебных чиновников, но практически все частные и государственные структуры. Было бы странно, если бы мода на фотосессии в купальниках и плавках не затронула служителей Фемиды — молодые работники московских судов живут не в вакууме. Откуда возьмутся нравственные и безупречные специалисты на отдельные должности в отдельно взятых профессиях — непонятно.

Поэтому заявление Мосгорсуда о том, что «нарушители требований к служебному поведению работников аппарата столичных судов будут наказываться в соответствии с законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части их поведения в нерабочее время, с трудом можно представить воплощенным на практике. Наверное, придется уволить почти всех служащих в возрасте до 30 лет. А на их места набрать пенсионеров.

В ведомстве Ольги Егоровой считают, что одной из основных проблем в работе столичных судов остается волокита при выдаче копий судебных решений и других документов, а также неуважительное отношение к посетителям. «Жалуются граждане на сотрудников канцелярий и по уголовным, и по гражданским делам, а также на помощников судей», — отмечают в Мосгорсуде.

Ни в коем случае не оправдывая грубость судебных клерков, нужно все-таки помнить и об обстановке, в которой им приходится проводить трудовые будни. Многие наши граждане подчас не утруждают себя поисками адвокатов, надеясь на собственные силы. Такие неопытные истцы приходят на прием к судьям, требуя от них, по сути, составления заявления, консультаций и всего того, что должен делать профессиональный юрист. Нельзя забывать и о том, сколько психически неуравновешенных людей приходят в столичные суды каждодневно.

В любом случае вопросы организации функционирования судов необходимо решать комплексно. Одними наказаниями работников аппарата ситуацию изменить невозможно. Видимо, нужно менять и саму практику найма на работу в канцелярии судов слишком молодых и неопытных специалистов без специального образования.

Комментирует Владимир Жеребенков, адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов «Закон и человек»

Мера эта давно назрела. Создать специальные комиссии нужно было еще несколько лет назад. Сотрудники канцелярий судов чувствуют себя князьками, и для простых граждан большая проблема допроситься у них чего-то, получить справку или просто ответ на интересующий вопрос. В московских судах присутствуют и хамство, и пренебрежение. Создается впечатление, что мы — граждане, адвокаты — сотрудникам судов просто мешаем, будто технический персонал работает сам для себя.

Решения по случаям недостойного поведения сотрудников судов должны приниматься либо начальниками канцелярии, либо председателями судов. Но проблема в том, что судьи у нас тоже закрыты, недоступны для простых смертных. Многие из них даже запрещают адвокатам и гражданам заходить в свой кабинет.

Устно пожаловаться на хамство обслуживающего персонала суда или помощника самого судьи проблематично. Говорят — пишите жалобу. Но ответ на такую жалобу будет формальным, а напишет его наверняка тот же сотрудник, действиями которого вы недовольны.

Теперь же, видимо, количество жалоб достигло критической точки и может превратиться в качество, поэтому спецкомиссия Мосгорсуда разберется в том, что творится в районных судах.

Создавать подобные комиссии нужно из уважаемых судей, так как маловероятно, что сами канцелярские работники станут активно бороться с существующим положением вещей. Хотя часто бывает, что действующие председатели районных судов начинали свою карьеру в тех же канцеляриях, затем продолжали на должностях помощников судьей, стали судьями и в конце концов председателями, а на протяжении всего этого времени канцелярию суда возглавлял один и тот же человек. Понятно, что такой начальник канцелярии, из подчиненных которого председатель суда и вышел, будет иметь огромный авторитет и влияние. И даже председатель при желании мало что сможет сделать для исправления положения.

Пренебрежение к людям выражается не только в отношении к ним со стороны обслуживающего персонала судов, но и вообще в организации отправления правосудия. Это и вопросы того, насколько быстро приняли жалобу человека, с которой он изначально пришел в суд, и как скоро назначили ее рассмотрение, как подготовили, и сама организация рассмотрения не только заседания, но и деятельности суда.

Так, в большинстве районных судов Москвы для обычных граждан и адвокатов даже туалеты закрыты. Люди порой вынуждены находиться здесь часами, поэтому вопрос актуален. Нет комнаты, в которой можно отксерокопировать какие-то документы. Да даже стульев и скамеек, на которые люди могли бы присесть в ожидании рассмотрения своего дела, в коридорах ряда судов нет. Созданы невыносимые условия.

Так что организационных недостатков в деятельности судов много. И касается это не только поведения административного аппарата, но и чисто бытовых моментов, в которых выражается отношение к россиянам.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов