Десять дней назад экс-заключенный уже рассказал, что «резал Ходорковского не по своей воле» и в суд на него за приставания якобы не подавал. После этого, по словам самого Кучмы, его пригласили для интервью на один из федеральных каналов. За определенную сумму денег он назвал имена тех, кто был заказчиком нападения. Однако интервью из программы вырезали.
Сегодня Александр Кучма заявил о поступающих в его адрес угрозах. Он также объяснил свое желание рассказать всю правду о тех событиях тем, что хочет быть уверенным в том, что его слова все-таки дойдут до общественности.
Из рассказа сокамерника экс-главы ЮКОСа следует, что некие люди в штатском, избивая, заставляли его ночью ткнуть Ходорковского ножом в глаз. А позже вынудили заявить о сексуальных домогательствах со стороны жертвы нападения.
Ценность нового интервью Кучмы в том, что он назвал фамилии замешанных в этом скандале людей. Однако будет ли на него реакция со стороны правоохранительных органов, сейчас говорить сложно. То, что «Газета.Ru» просит рассматривать вышедший на ее страницах материал в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса как заявление о совершении преступления, еще ничего не значит.
Напомним, что реакции на скандальное интервью помощницы судьи Виктора Данилкина Натальи Васильевой не последовало, хотя она прямым текстом говорила, что приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву по второму делу ЮКОСа писал вовсе не председатель Хамовнического суда.
Источник в аппарате Государственной думы, который по понятным причинам пожелал остаться неназванным (в силу нежелания ряда депутатов и сотрудников аппарата парламента комментировать все, что касается Ходорковского), заявил нашему корреспонденту, что рассчитывать на проведение проверки со стороны правоохранительных органов по поводу интервью Александра Кучмы можно с вероятностью 50 на 50.
Собеседник «Особой буквы» отметил, что законодательно проверка не предусмотрена, то есть в законе нет жесткой императивной нормы, которая бы обязывала правоохранителей автоматически проводить проверки по материалам средств массовой информации.
«Но исходя из того, что наши СМИ по сути являются четвертой властью, естественно, по сложившейся уже практике наиболее яркие, актуальные журналистские расследования берутся на контроль. Правоохранительные органы проводят сначала проверочные мероприятия, а потом, если есть необходимые основания, есть состав преступления, возбуждают уголовное дело», — поясняет наш собеседник.
В качестве примера он приводит расследования депутата Александра Хинштейна, почти каждая публикация которого становилась и становится предметом депутатского запроса. На них реагировала и Генпрокуратура, и МВД, что в конечном счете приводило к возбуждению уголовных дел.
Сотрудник аппарата Госдумы напоминает, что во всех наших правоохранительных структурах давно созданы отделы или подразделения по взаимодействию со СМИ — наиболее яркие публикации они отслеживают, ставят на контроль, докладывают руководству.
При этом официальный порядок направления запросов заинтересованными сторонами в правоохранительные органы никто не отменял.
Что касается сегодняшней публикации в «Газете.Ru», то, по мнению источника «Особой буквы», ее стоило бы подкрепить официальным обращением в Следственный комитет РФ на имя Александра Бастрыкина с просьбой провести официальную проверку. А для осуществления надзора одновременно обратиться в Генпрокуратуру на имя Юрия Чайки. «Нужно закольцевать вопрос», — говорит он.
При этом наш собеседник совершенно уверен, что без внимания заявления Кучмы не останутся. «Но вот будет ли юридическая реакция, сказать не берусь», — подчеркивает он.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов