Ранее СК РФ в рамках расследования уголовного дела по факту смерти Сергея Магнитского направил в Генпрокуратуру обращение с просьбой провести проверку законности и обоснованности действий и решений следователей МВД России по уголовному делу, расследовавшемуся в отношении Сергея Магнитского. Обращение касалось проверки обстоятельств осуществления уголовного преследования Магнитского Следственным комитетом при МВД: порядка и оснований привлечения Магнитского к уголовной ответственности, избрания в отношении него меры пресечения, продления срока его содержания под стражей, рассмотрения поступавших от него жалоб и ходатайств. По сути, в запросе указывалась необходимость проверки действий следователя Олега Сильченко, в производстве которого находилось уголовное дело.
В ответе Генпрокуратуры, пришедшем в Следственный комитет, говорится, что нарушений федерального законодательства, ущемляющих конституционные права участников уголовного судопроизводства, следователем Олегом Сильченко при осуществлении уголовного преследования Магнитского не допущено.
Тем не менее чуть позже официальный представитель СК РФ Владимир Маркин заявил, что Следственный комитет в ходе расследования намерен установить в том числе и обстоятельства, связанные с заключением под стражу юриста Hermitage Capital. «В рамках расследования следователи намерены установить не только все обстоятельства смерти Магнитского, но и все обстоятельства, связанные с его заключением под стражу, условиями содержания в СИЗО, продлением сроков ареста, а также дать им правовую оценку», — цитирует Маркина Интерфакс.
Отметим, что заявление Генпрокуратуры противоречит озвученным ранее результатам расследования Независимого экспертно-правового совета, который проводит экспертизу дела юриста Hermitage Capital по поручению президента России Дмитрия Медведева.
По сообщениям РБК, председатель Постоянной палаты по правам человека Политического консультативного совета при президенте РФ Валерий Борщев озвучил первые выводы комиссии и заявил, что следователь Сильченко несет ответственность за смерть Магнитского. По словам Борщева, «вывод наш — за смерть Магнитского несет ответственность следователь Олег Сильченко. Он не разрешил проведение необходимых мероприятий, в ходе которых должна была быть проведена плановая операция Магнитского. Он несет ответственность за смерть Магнитского, как и врач Александра Гаусс в «Матросской Тишине», которая принимала Магнитского и из-за которой его заковали наручниками, а сама она поднялась к себе наверх и спустилась только тогда, когда он умер, то есть она не оказала медицинскую помощь».
Напомним, что юрист Hermitage Capital Сергей Магнитский умер в СИЗО «Матросская Тишина» 16 ноября 2009 года. Он находился под арестом по обвинению в уклонении от уплаты налогов. Непосредственной причиной смерти, по сообщению врачей СИЗО, стали токсический шок и острая сердечная недостаточность.
Руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявила «Особой букве», что члены президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека, которые проводят независимое расследование по делу о смерти Магнитского, будут продолжать свои усилия в этом направлении: «Мы будем добиваться того, чтобы виновные понесли наказание. Мы не прекратим своей работы. Мы работаем над своими заключениями, и в них есть наше мнение и относительно следователя Олега Сильченко».
Алексеева выразила мнение, что если бы Генпрокуратура учла все обстоятельства дела, то заключение было бы иным.
Руководитель Московской Хельсинской группы напомнила, что даже после того, как общественность и президент выступили по делу Магнитского, следователь Сильченко был повышен в звании, а другие причастные к этому делу лица получили награды. «Как говорится, своих не сдают», — отмечает Людмила Алексеева.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Роман Попков, Александр Газов