Дмитрий Медведев смягчил уголовное законодательство

Комментирует Игорь Трунов,

адвокат

Уголовный кодекс издадут в мягком переплете

Уголовный кодекс издадут в мягком переплете
Уголовный кодекс РФ подвергнется дальнейшей либерализации. Вчера президент России внес в Государственную думу третий пакет поправок в УК.
8 июня 2011
В частности, документ предусматривает абсолютно законную возможность впервые совершившим экономические преступления откупиться от тюрьмы. Кроме того, декриминализованы понятия «оскорбление» и «клевета», наказывать за которые будут по Кодексу об административных правонарушениях.

О том, что данный законопроект внесен в Госдуму, сообщил вчера Дмитрий Медведев на встрече с министром юстиции Александром Коноваловым. Документ вносит серьезные поправки во все части Уголовного кодекса. Ряд преступлений переводится в категорию меньшей тяжести: к ним будут относиться все преступления, за совершение которых максимальное наказание в виде лишения свободы не превышает трех лет, а не двух лет, как сейчас, сообщает «Газета.Ru».

Одной из важных новелл является наделение суда правом при наличии смягчающих обстоятельств и при отсутствии отягчающих изменять категорию преступления на менее тяжкую. Однако суд сможет снизить ее не более чем на одну категорию.

Переводятся в административные правонарушения такие статьи, как оскорбление и клевета, нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, часть первая статьи 191 — незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга. Не будет уголовным преступлением и состав статьи 165 — причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения.

По словам главы Минюста, «специалисты, которые готовили законопроект, а это специалисты разных ведомств, не только нашего министерства, сошлись во мнении, что большого ущерба для криминогенной ситуации перевод этих деликтов в разряд административно наказуемых не повлечет».

Кроме того, в России появится возможность откупиться от реального уголовного наказания по ряду экономических преступлений. Законопроект дополняет УК РФ статьей 76, которая предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности лица, которое впервые совершило преступление экономической направленности. Однако для этого нужно будет полностью возместить ущерб и перечислить в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба. Эта мера коснется более чем половины из 40 экономических преступлений, входящих в главу 22 Уголовного кодекса.

Другой блок изменений в Уголовный кодекс касается альтернативных видов наказаний. Как заявил Дмитрий Медведев, одним из них является «введение дополнительных элементов линейки так называемых альтернативных мер наказания, то есть мер наказания, которые не связаны с изоляцией человека от общества. Мы добавляем принудительные работы, предлагаем этот вид наказания ввести в Уголовный кодекс на срок от двух месяцев до пяти лет с тем, чтобы человек, находясь все-таки не в тюрьме, не в лагере, тем не менее понес более жесткое наказание, чем, допустим, условное осуждение или обязательная работа. Мы предлагаем повысить предельный размер как раз обязательных работ, срока их отбытия, до 480 часов, в отличие от 200, как это в сегодняшнем Уголовном кодексе, с тем чтобы эта мера наказания тоже применялась, практиковалась чаще и была более эффективной», — заявил глава государства.

«Особая буква» попросила прокомментировать пакет президентских поправок известного адвоката Игоря Трунова. По его мнению, «либерализация уголовного законодательства — назревший и перезревший вопрос. У нас самый жестокий Уголовный кодекс за все времена российской истории. Даже во времена Сталина был более либеральный УК по срокам и по санкциям».

Игорь Трунов считает, «что предложение не сажать предпринимателей в тюрьму с первого раза — правильное». Но у него вызывает недоумение то, что штрафные санкции пойдут в пользу государства. Адвокат уверен, что интересы потерпевшего должны быть на первом месте.

Собеседник «Особой буквы» говорит, что статьи о клевете и оскорблении давно пора было перевести в гражданскую плоскость. «Ведь это всегда был рычаг давления на неугодные СМИ, политиков. Эти составы применялись исключительно по указке власти. Сами по себе статьи не работали никогда», — убежден эксперт.

По его мнению, нужно приводить правоприменение в соответствие с международными нормами, которые говорят о том, что политики, госслужащие и иные публичные фигуры должны быть более терпимы, ведь в условиях демократии критика в отношении них — нормальное явление. «Так говорит ЕСПЧ, говорят многие международные конвенции», — отмечает адвокат.

Игорь Трунов полагает, что наделение суда правом изменять категорию преступления на менее тяжкую не будет работать в полную силу. В качестве примера он приводит инициативу снижения планки нижнего предела наказания. «Ничего по сути не поменялось, поскольку суды у нас носят обвинительный уклон», — утверждает эксперт.

Кроме того, в расширении вилки усмотрения суда эксперт видит коррупционную составляющую.

 

Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева, Александр Газов