Конфликт на законодательном уровне попытался разрешить сенатор Александр Торшин, который в середине июня 2011 года внес в Государственную думу законопроект, ограничивающий воздействие решений ЕСПЧ на правовую систему России. В частности, документ вносит дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ.
Согласно предложенным нормам, установленное Страсбургским судом нарушение прав человека в результате применения какого-либо закона не может служить основанием для пересмотра приговора, если этот закон признан соответствующим Конституции РФ.
Сегодня думский Комитет по конституционному законодательству и госстроительству принял решение рекомендовать нижней палате рассмотреть документ в первом чтении 1 июля. Как отметил глава комитета Владимир Плигин, к этому времени будут определены сроки внесения поправок к законопроекту.
По его словам, здравый смысл в проекте Торшина, несомненно, есть. «Традиционно для любого государства возникают проблемы соотношения внутреннего и международного права. Они достаточно подробно решены пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ. Россия подчеркивает значение и значимость международных договоров. Если говорить о соотношении тех позиций, которые имеют место в рамках внутреннего и международного законодательства, то Конституция РФ имеет доминирующее значение, и ни одно международное обязательство само по себе не может противоречить ей», — сказал глава профильного комитета ГД, подчеркнув, что Россия продолжит соблюдать свои обязательства перед ЕСПЧ.
Владимир Плигин заявил, что, с его точки зрения, «какого-либо рода существенного уменьшения возможностей для граждан обращаться в международные инстанции не происходит».
В свою очередь, советник руководителя фракции «Справедливая Россия» Сергей Попов в разговоре с журналистами напомнил, что Основной Закон страны запрещает создавать нормы, которые ухудшают права граждан. «В данном случае есть явное сокращение прав граждан на обращение в Европейский суд», — уверен юрист.
Он отметил, что в российской Конституции есть не только 15-я, но и 17-я статья. А она как раз гарантирует человеку права и свободы согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева, Александр Газов