Вначале у следствия было четыре версии. Но версия о том, что преступление совершено в связи с профессиональной деятельностью Эстемировой, сразу отпала. Остались три: из-за личных неприязненных отношений, с целью дискредитации руководства Чеченской Республики и в связи с публикациями погибшей.
25 января 2010 года возникла новая версия, которая сразу же превратилась не просто в главную, а в единственную. А именно — Наталья Эстемирова была похищена и убита членом незаконного вооруженного формирования Алхазуром Башаевым совместно с другими неустановленными лицами из числа членов незаконного вооруженного формирования. Это предположение было фактически спущено в следственную группу сверху.
Основания для этой версии, казалось бы, достаточно серьезные. Был найден тайник с каким-то диким количеством оружия, там же обнаружили пистолет, из которого была убита Эстемирова, и удостоверение милиционера с вклеенной фотографией Башаева. Далее следствие обнаружило автомобиль, на котором, по показаниям свидетелей, увезли правозащитницу. Позже было установлено, что машина принадлежит Башаеву, поскольку в багажнике лежали номера. Непонятно, правда, зачем преступники засунули в багажник номера. Но представим себе, что это так.
Затем следственная группа обнаружила в автомобиле глушитель без кусочка резины, который был найден на месте убийства Эстемировой. Машина и глушитель фигурируют как доказательства. Экспертизы проводились одна за другой.
Но при ознакомлении с материалами уголовного дела все это ставится под сомнение. Оказалось, что края глушителя не совпадают — разрез есть, а края не совпадают. Последняя баллистическая экспертиза и вовсе все опровергает: из этого глушителя вообще не стреляли в Эстемирову. Спрашивается, какое тогда отношение ко всему этому имеет глушитель?
Дальше — автомобиль. Ничего не найдено, нет никаких следов: ни пота, ни крови, ни волос Эстемировой. Опять была экспертиза. Но почва ни на колесах, ни на днище не совпадает. Совпадает только травяной состав. «Замечательное» доказательство — аналогичная трава растет где угодно.
В удостоверении вклеена фотография Башаева. Однако экспертизой выяснилось, что фотография сделана в «Фотошопе», для которого использовался снимок, находящийся в форме П1 для выдачи паспорта Башаеву еще до того, как он подался в боевики. Эта форма П1 находится в электронном виде в Министерстве внутренних дел Чеченской Республики. Очевидно, что это могли сделать не только Башаев или его коллеги, но и совсем другие люди из МВД республики, подбросив удостоверение в машину с целью фальсификации. Такая версия имеет право на существование.
Есть только одно безусловное доказательство — пистолет, из которого стреляли. Тут все подтвердилось экспертизой.
В результате опроса родственников и знакомых Башаева выяснилось, что он ушел в боевики в марте 2009 года. Уже в апреле и мае его разыскивали. Про его деятельность знали МВД и спецслужбы, его брата пытали в мае 2009 года. В начале июля все родные Башаева уехали за границу. В этих условиях, когда он находится в розыске, дом пустует, в селе к нему отовсюду претензии, человек начинает в своем доме почти на глазах у соседей складировать дикое количество оружия. Потом, после убийства Эстемировой, с дурости лезет в свой тайник и туда же прячет это удостоверение и пистолет. Возникает вопрос: что же он там не оставил расписку с явкой с повинной? Тогда бы было совсем все ясно.
Мы провели свое собственное расследование и встретились с братом Башаева. Он добровольно сдал свой биологический материал на ДНК. Все было сделано абсолютно официально в присутствии судебных экспертов Франции. Швейцарская лаборатория сделала анализы ДНК. Специалист высокого класса Игорь Корниенко, самый известный генетик-идентификатор России, по нашему заказу сделал анализ.
Следствие имеет некие материалы, которые якобы могут содержать ДНК Башаева: сигареты из якобы его машины, расческа из его дома. Так вот, выяснилось, что нет там никакого ДНК Алхазура Башаева.
Кроме того, когда Башаева хоронили, то в могилу скидывали обрывки тел, а его паспорт, почему то без крови и непробитый, оказался в руках у МВД Чеченской Республики. Этот чистенький паспорт всем показывали по телевизору.
Нет в могиле Алхазура Башаева. Генетически это точно установлено. Тогда возникает вопрос: «Ребята, а кого вы убили?» Это наш очередной вопрос к следствию.
Те генетические материалы, которые содержат ДНК похитителей и убийцы и которые были исследованы правоохранителями, не соответствуют ДНК Башаева. Подногтевые следы также не дают возможности установить причастность Башаева к смерти Эстемировой. Хотя именно эти следы показали, что похитителей было несколько.
Позже можно было бы провести более точные дополнительные анализы, если бы следствие не израсходовало весь подногтевой генетический материал. Я считаю это халтурой и халатностью.
Кроме того, у следствия была версия причастности сотрудников МВД к преступлению. Мне непонятно, почему в этом направлении ничего не делается.
Все это вместе дает нам основания сказать, что Алхазур Башаев может быть одним из подозреваемых. Но почему его сделали не просто главным, а единственным подозреваемым? Ведь и версия остается единственной. Больше никто ничего не расследует.
Поэтому главные наши вопросы к следствию таковы: почему уже больше года разрабатывается только одна версия убийства Эстемировой, причем на абсолютно недостаточных основаниях, часть из которых не имеет к этому делу никакого отношения, а часть — вызывает сомнения? И почему никто не работает над другими версиями?
Материал подготовили: Елена Славолюбова, Мария Пономарева, Роман Попков, Александр Газов