В Вельском районном суде началось рассмотрение ходатайства Платона Лебедева об УДО

Михаил АСКЕТОВ,

«Особая буква»

Платона Лебедева обвиняют в пропаже форменных штанов

Платона Лебедева обвиняют в пропаже форменных штанов
Администрация колонии, в которой содержится Платон Лебедев, пытаясь воспрепятствовать его условно-досрочному освобождению, внесла в личную характеристику осужденного даже давно погашенные взыскания.
26 июля 2011
Районный суд города Вельска Архангельской области, куда после вынесения приговора по второму «делу ЮКОСа» был отправлен отбывать наказание бывший глава МЕНАТЕПа Платон Лебедев, начал рассмотрение его ходатайства об условно-досрочном освобождении.

 

Казалось бы, освобождение Платона Лебедева условно-досрочно — шаг для российских властей абсолютно логичный. Освободить Лебедева, чтобы не освобождать Ходорковского, удовлетворить частично требования российской общественности, успокоить мировое сообщество накануне грядущих парламентских и президентских выборов, — что может быть проще и удобнее. Многие политологи, собственно, и склонялись к такому сценарию — слишком уж он разумен и выгоден для правящих элит. Однако когда стало известно о подчеркнуто враждебной позиции по отношению к УДО администрации колонии, в которой содержится Лебедев, оптимизма и благостных ожиданий поубавилось. Помимо новых взысканий, представители ФСИН, составляя характеристику, вспомнили и все старые, хотя вспоминать их не имели права — данные взыскания давно погашены.

Предыдущую попытку добиться УДО Платон Лебедев и проходящий с ним по одному делу экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский предприняли еще до своего этапирования из Москвы. Однако, несмотря на то что администрация СИЗО №1 «Матросская Тишина» Выдала Лебедеву положительную характеристику, Преображенский районный суд отказался рассматривать ходатайства об УДО и в отношении Лебедева, и в отношении Ходорковского.

Судьба ходатайства об условно-досрочном освобождении Михаила Ходорковского до сих пор неизвестна, а к рассмотрению УДО Платона Лебедева суд Вельска приступил лишь сегодня. За некоторое время до начала заседания неподалеку от здания суда прошел пикет местных политических и гражданских активистов, которые пришли на акцию в футболках с надписью «Лебедев — свободная птица». В пикете приняли участия представители ЛДПР и «Яблока».

Небольшой зал был битком набит людьми — журналистами, родственниками, общественными деятелями. Лебедев, доставленный из местной колонии на заседание, был одет в арестантскую робу. Он помахал рукой родным, после чего ответил на необходимые процедурные вопросы со стороны судьи Николая Распопова: дата и место рождения, дата осуждения, фактическое начало отбытия срока. Когда судья задал вопрос об окончании срока, Лебедев улыбнулся: «Еще не известно». Однако потом уточнил дату — 2016 год.

Адвокаты попросили суд начать рассмотрение вопроса по существу с выступления родственников и знакомых осужденного. В суде выступили жена и брат Лебедева, а также главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов. Муратов рассказал, что читатели «Новой» выбрали Лебедева большинством голосов человеком 2010 года, а также сообщил, что в случае условно-досрочного освобождения он будет обязательно трудоустроен в редакции на должность экономического обозревателя. По сообщению ИТАР—ТАСС, Муратов даже раздал присутствовавшим в зале визитки, в которых Платон Лебедев уже был представлен сотрудником «Новой газеты». Также главный редактор популярного издания передал суду контракт и фото будущего места работы осужденного. По словам Муратова, экс-глава МЕНАТЕПа с энтузиазмом откликнулся на предложение о заключении долговременного контракта с «Новой газетой».

Отметим, что при рассмотрении вопроса об УДО для судебных инстанций всегда был крайне важен вопрос о социализации освобождаемого, о его дальнейшем трудоустройстве.

Также в ходе судебного заседания один из адвокатов, Елена Липцер, зачитала письмо девятилетней дочери Платона Лебедева Маши, которая также присутствовала в зале. В письме девочка пишет: «Мама говорила, что папа вернется к нам летом 2011 года. Но этого не произошло. Папочка, если ты меня слышишь, знай, я тебя очень люблю, ты у меня самый лучший. Возвращайся домой, и пусть Ходорковский тоже возвращается домой». Когда Липцер читала письмо ребенка, многие в зале плакали. Судья приобщил письмо к делу.

В поддержку условно-досрочного освобождения Лебедева выступила и народная артистка РСФСР Наталья Фатеева, заявившая, что последние два года пристально следила за вторым процессом над экс-руководителями ЮКОСа и считает, что держать Лебедева в заточении — это преступление. «Платон Леонидович очень ярко, профессионально, с чувством юмора разбирал сфабрикованное обвинение. Порой в зале стоял хохот — потому что дело было бездарное, лживое. Он блестяще выступал в противовес тому, что говорило обвинение», — заявила актриса.

Представители администрации колонии, в которой сейчас содержится Лебедев, как и ожидались, не поддержали ходатайство об условно-досрочном освобождении. Дело в том, что усилиями сотрудников колонии в личном деле Платона Лебедева за последнее время появились новые взыскания. Еще в конце мая осужденный имел отличную характеристику из «Матросской Тишины», где он пробыл довольно продолжительное время. А теперь по бумагам ФСИН выходит, что за период нахождения в ИК-14, будучи несколько недель на карантине, Лебедев «заработал» два новых взыскания — за «потерю казенной одежды» и за «невежливое обращение» к сотрудникам ФСИН.

«Потеря казенной одежды» — это событие, произошедшее тогда, когда Лебедева вывезли из колонии в Архангельское СИЗО на видеоконференцию с Мосгорсудом (по обжалованию давнего продления ареста Хамовническим судом). Уезжая, осужденный оставил в колонии на полке штаны от арестантской формы, а когда вернулся, штанов уже не было. В результате — взыскание.

Самое интересное заключается в том, что администрация колонии, ничуть не смущаясь, включила в официальную характеристику Лебедева все предыдущие взыскания, полученные им за восемь лет пребывания в местах лишения свободы, составив из них целую таблицу. То, что все эти взыскания были погашены, сотрудников ИК-14 не остановило: «на путь исправления не встал», освобождения не достоин.

Конечно, есть надежда, что суд разберется в этих подтасовках. В конце концов даже положительная характеристика из мест лишения свободы — по закону вещь, хоть и желательная, но не обязательная. Для освобождения условно-досрочно единственное обязательное условие — чтобы заключенный отбыл не менее половины срока.

Заседание продолжится 27 июля в 10.00. Суд выслушает позицию прокуратуры по вопросу об УДО Платона Лебедева, а также изучит материалы, предоставленные адвокатами. Ожидается выступление и самого осужденного.

 

Материал подготовили: Михаил Аскетов, Роман Попков, Александр Газов