Судьба уголовного дела, возбужденного по факту VIP-аварии, складывалась непросто. Фактически с самого начала расследования органы внутренних дел проводили политику выгораживания господина Баркова и его водителя, пытаясь свалить вину за произошедшее на погибших женщин.
Были замечены попытки скрыть и уничтожить улики от общественности: уголовное дело не заводили первые два дня, на автомобиле Баркова сразу после ДТП сменили номера, машины не были отданы на экспертизу, а просто возвращены своим владельцам.
В итоге погибшая Ольга Александрина была объявлена следственными органами виновной в ДТП, после чего уголовное дело было закрыто в связи со смертью «виновницы» аварии.
В этих условиях родственники погибших женщин, добиваясь продолжения расследования, сделали единственно возможный шаг — обратились в Конституционный суд РФ с требованием отменить как противоречащую Конституции норму Уголовно-процессуального кодекса, согласно которой дела по ДТП со смертельным исходом подлежат закрытию, если следствие признает виновником аварии погибшего.
КС согласился с тем, что данная уголовно-процессуальная норма нарушает принцип презумпции невиновности, закрепленный в основном законе страны. «Не наделив близких родственников погибшего правом возражать против прекращения уголовного дела, а также правом участия в досудебном производстве, законодатель недопустимо ограничил право погибших на реабилитацию, достоинство личности и доброе имя», — постановил суд.
Данное решение Конституционного суда поставило в весьма неудобное положение московских следователей, немало сделавших для того, чтобы замять трагическую историю. Теперь расследование пришлось возобновлять. Как будет проводиться следствие — более объективно и профессионально, нежели на первом этапе, или сугубо для галочки, во исполнение решений КС, — говорить пока рано. Но можно не сомневаться, что судьба расследования не останется без пристального общественного внимания.
Комментирует Сергей Канаев, лидер Федерации автовладельцев России
До последнего времени уголовные дела могли закрываться «в связи со смертью подозреваемого». В соответствии с решением Конституционного суда родственники умершего человека, подозревавшегося в совершении какого-либо преступления, могут теперь потребовать от правоохранительных органов продолжения расследования. В данном же случае родня Ольги Александриной однозначно настроена на доведение расследования до конца.
Однако крайне маловероятно, что его возобновление приведет к каким-то новым результатам. Несмотря на существование независимой экспертизы, показывающей, что виновным в трагедии является водитель «Мерседеса», перевозивший вице-президента ЛУКОЙЛа Анатолия Баркова, несмотря на возмущение общественности, должностные лица все же признали виновной в произошедшем Александрину. Такой она и останется после завершения официального расследования.
В случае же если вдруг случится невероятное и виновником аварии будет признан водитель «Мерседеса», то именно он и будет нести всю ответственность. Доказать, что водитель выехал на встречную полосу, нарушая правила дорожного движения, не самостоятельно, а по распоряжению высокопоставленного пассажира, невозможно. Таким образом, самого господина Баркова возобновление расследования не затронет при любом варианте его окончания.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов