В Рунете, сейчас вовсю обсуждающем скандал, сразу же появилось мнение, что Ашот Габрелянов не боится ответственности потому, что издание Life News — «прокремлевское», так как сайт входит в состав ООО «Ньюс медиа-Рус». А оно якобы принадлежит бизнесмену Юрию Ковальчуку, которого The Financial Times называет «сторонником Путина». Однако точных данных, кто владеет изданием, в Интернете нет.
Ясно, что говорить об этичности редакции издания, специализирующегося на жизни звезд и жареных слухах, не приходится. Однако история с Борисом Немцовым выходит за рамки морали, и решать ее необходимо исключительно в правовой плоскости.
Сам политик уже заявил, что готовит обращение в Следственный комитет на имя его главы Александра Бастрыкина.
Весьма сомнительным представляется факт, что никто из следователей СКР не пользуется Интернетом и не заходит на страницу Яндекса, где новость о прослушке телефона политика сразу же попала в топ. Уголовные дела подобного рода должны возбуждаться немедленно по самому факту преступления, тем более что это СМИ официально зарегистрировано, а главный редактор не только никуда не скрывается, но и упивается «победой».
Более того, в беседе с журналистами «Коммерсант FM» Ашот Габрелянов сказал: «У нас очень простая цель — коммерческие интересы... Просто сейчас время такое: интересны вот эти персонажи — Немцов, Навальный, мы про них и пишем. Послушайте разговор Немцова».
На вопросы коллег-журналистов о том, кто предоставил сайту записи телефонных разговоров Немцова, Габрелянов отвечать отказался. Конечно, большинство пользователей Сети уверены, что в этом Life News помогли спецслужбы.
Подозрения понятны, как понятно и то, что российские спецслужбы должны немедленно отчитаться перед обществом: слушали ли они частные разговоры политика или нет. Хотя, безусловно, так происходит только в демократических странах, до которых России еще расти и расти. А в ФСБ пусть тогда не удивляются, когда слышат о «кровавой гэбне».
Возникает вопрос и о причастности к «сливу» сотовой компании, абонентом которой является Борис Немцов. Ведь аудиозапись, выложенная на сайте, слишком хорошего качества.
В этой ситуации не может не радовать негативное восприятие случившегося «оскорбленными» соратниками Немцова.
Но, пожалуй, емче и точнее всех высказался политический противник Бориса Ефимовича, единоросс Владимир Мединский, который написал: «Факт прослушивания телефонов Немцова — куда большая мерзость, чем то, что он там наговорил. Противно».
Дмитрий Аграновский, адвокат
В данном случае и за прослушку телефонных разговоров гражданина Немцова, и за публикацию их в СМИ предусмотрено наказание. Так, статья 138 Уголовного кодекса предусматривает до четырех лет лишения свободы для тех, кто прослушку производил, и статья 137 — для тех, кто ее опубликовал. Кроме того, на основании статьи 4 закона о СМИ Life News можно вынести предупреждение. Два подобных предупреждения — и в суде можно будет поставить вопрос о закрытии сайта.
Теперь от Немцова должно поступить заявление в Следственный комитет, который обязан провести по нему проверку. В принципе, перспективы привлечения к ответственности виновных в прослушке и публикации материалов стопроцентные. Их вина налицо, ничего даже доказывать не нужно. Есть средство массовой информации — бери его и выясняй, откуда пришли данные.
Конечно, бывают случаи, когда СМИ имеют право не раскрывать свои источники, но данный конкретный случай под эту норму не подходит — признаки преступления очевидны. Хотя наша реальность не перестает меня удивлять, так что случиться может все что угодно.
Лично я не люблю Немцова и всю его компанию, но считаю, что такие методы борьбы с оппозицией недопустимы. Или мы живем по закону, или не живем — со всеми вытекающими последствиями.
Анатолий Лысенко, президент Международной академии телевидения и радио
Ощущение от всей этой истории очень невкусное. Симпатии не вызывает ни тот, кто говорил, ни те, кто подслушивали, ни те, кто опубликовали.
Журналистскую этику нужно соблюдать в любом случае — работает ли человек на телевидении, радио, в газете или, как в данном случае, в интернет-СМИ. Причем ссылки на то, что Всемирная паутина сама по себе является открытой площадкой и, следовательно, здесь можно себе больше позволить, некорректны.
К сожалению, никакого механизма профессионального осуждения подобных журналистов со стороны всего остального журналистского сообщества сегодня в России не существует. По причине внутренней организации самого сообщества. Скажешь: «Неприлично то, что вы делаете, нехорошо!» В ответ слышишь: «А рейтинг, популярность, открытость!..»
Такие вещи остаются только на совести того или иного журналиста. А совесть отдельных представителей четвертой власти — понятие растяжимое.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов