В соответствии с поправками, штраф за нарушение тайны голосования или помеху в работе членам избиркома повысят с 40 тыс. до 80 тыс. рублей. За то же преступление, совмещенное со сговором, обманом, принуждением или использованием служебного положения, штраф составит от 100 до 300 тыс. рублей вместо нынешнего максимального в 200 тыс. рублей.
В случае если преступник будет использовать должностное положение, чтобы повлиять на решение комиссии, его ждет штраф в 200—500 тыс. рублей вместо 100—300 тысяч.
Кроме того, правительство собирается увеличить штрафы за нарушение порядка финансирования избирательной кампании. Так, материальная помощь кандидату в обход избирательного фонда помимо судимости будет грозить штрафом от 200 тыс. до 500 тыс. рублей. Для судимых за «фальсификацию избирательных документов» появится нижний порог штрафа в 100 тыс. рублей, а максимальный составит 300 тысяч.
Предусматривается наказание и за подделку подписей избирателей организованной группой и за незаконное изготовление бюллетеней: нижняя планка штрафа поднимется до 200 тыс. рублей, а верхняя останется прежней — 500 тысяч. За фальсификацию итогов голосования наказание тоже увеличится: вместо 100—300 тыс. придется заплатить 200—500 тыс. рублей.
При этом увеличивать срок лишения свободы, который сейчас составляет максимум четыре года, не планируется.
По мнению депутата Госдумы Александра Куликова, за комментарием к которому обратилась «Особая буква», предложенные поправки не сработают. «Когда власть 20 лет демонстрирует всему народу, что она не держит своего слова, а вместо этого просто врет, люди перестают быть наивными. Теперь государство собирается ужесточать наказание за нарушения в период избирательной кампании? Извините, но кроме смеха это ничего не вызывает. Не верю я, что эти личности готовы пилить сук, на котором сами сидят», — говорит он.
По словам парламентария, предполагаемые штрафы — очередной выпуск пара на потребу общества и желание ему понравиться. Власти хотят подфартить настроениям и требованиям наказания людей, которые совершили нарушения избирательного законодательства.
«Кто мешал раньше, и в декабре на выборах в Думу, и в марте прошлого года, когда законодательные органы избирали регионы, применять действующие уголовные законодательства? Никто. Применяли? Нет. Но почему? Что, разве не хватало правовых инструментов? Все было. И что, премьер-министр не знал, что его люди, его структуры, губернаторы вмешивались в избирательный процесс и фактически давили на членов избирательных комиссий, заставляя подгонять необходимые цифры по отношению к любимой ими партии «Единой России»? Знал. Препятствовал? Нет», — возмущается Куликов.
Он считает, что правительство просто делает вид, что борется за правду, усиливая наказание за фальсификации. Но выявлять эти нарушения будут те же самые люди, которые раньше их якобы не видели. Наказывать за фальсификации будут те же судьи, которые раньше не наказывали. Ничего не поменяется. Это игра в кошки-мышки с обществом.
«Мы вам увеличиваем штрафы, а вы думайте, что все будет законно. Чепуха. Машина по фальсификациям была запущена не сегодня и не позавчера, а годами ранее. И она продолжает действовать. Все на своих местах, начиная с президента и премьера и заканчивая рядовыми руководителями избирательных комиссий. И ни один из первых лиц не понес ответственность», — уверен наш собеседник.
Любой криминолог, по мнению Александра Куликова, сделал бы вывод, что совокупность фактов, которая сложилась к концу избирательных кампаний, показывала четкий механизм скоординированных действий должностных лиц от высшего до самого низшего уровня по фальсификациям выборов. «И это не отдельные, локальные нарушения, а общая картина, четко управляемая из одного центра. Поэтому истоки этой проблемы в нашей верховной власти», — подытожил депутат.
Материал подготовили: Елена Славолюбова, Мария Пономарева, Александр Газов