Заседание суда проходило в условиях повышенных мер безопасности. Возле здания стояли четыре автобуса полиции в сопровождении двух легковых автомашин ППС. Кроме того, территорию суда патрулировали около десятка полицейских. Поддержать Алексея Козлова и его жену, одну из основателей «Лиги избирателей» и союза «Русь сидящая», пришли более двух сотен сочувствующих граждан. Многие справедливо считают уголовные претензии к Козлову необоснованными, а судебное преследование — политически мотивированным.
Алексей Козлов пришел на оглашение приговора с сумкой, в которую были заблаговременно сложены смена одежды, книги и предметы первой необходимости, которые ему потребуются в тюрьме: он не рассчитывал на оправдательный приговор. Как сказала позже Ольга Романова, судья зачитала слово в слово тот самый приговор, который она видела уже месяц назад.
Судья Васюченко предельно быстро прочитала мотивировочную часть приговора и объявила резолюцию — пять лет колонии общего режима.
Прокомментировать приговор по очередному резонансному делу мы попросили Яну Яковлеву, председателя некоммерческого партнерства «Бизнес-солидарность».
«Страшно не то, что приговор политически мотивирован, — говорит Яковлева. — Гораздо страшнее то, что сложилась карательная система, которая одинаково работает по резонансным и по нерезонансным делам. Она в принципе не может идти назад. Иначе вскроются факты коррупции, сопровождавшие заказ и фальсификацию дела. Суд не выясняет истину, а выполняет заказ и прикрывает фальсификацию».
Если бы Козлова оправдали, отмечает наша собеседница, трудно даже вообразить, какой клубок начал бы разматываться. Что касается политической мотивированности дела — здесь, по ее мнению, очевидно, что так называемые рассерженные горожане глубоко раздражают судей:
«Дело не в одной Ольге Романовой и ее проектах. Мы все их бесим, они считают нас за идиотов: мол, эти людишки что-то там крякают и надо их к ногтю прижать. В сознании российских судей сейчас 37-й год, они искренне верят, что, надев черные мантии, стали вершителями наших судеб. Они наблюдают все наши протесты и смеются над нами».
Сломать эту систему, считает Яковлева, в принципе возможно. Для этого нужно объединить усилия не только протестной улицы, но и предпринимательского сообщества. «То, что случилось с Козловым, может случиться с каждым. И необязательно для этого быть бизнесменом уровня Ходорковского и спорить с Путиным. Козлов — обычный предприниматель среднего масштаба», — отмечает она.
В деле Козлова помимо жесткого приговора сомнительной обоснованности обращает на себя внимание еще одна деталь. В последнее время среди российских судей считается правилом хорошего тона демонстрировать презрение Верховному суду. После того как ВС РФ затребовал материалы по второму «Делу ЮКОСа», председатель Мосгорсуда Ольга Егорова с некоторым раздражением заметила, что «тема ЮКОСа закрыта». А в четверг Пресненский суд повторил приговор, отмененный опять же Верховным судом.
Яна Яковлева считает, что «фрондерство» низших судебных инстанций объясняется весьма тривиально: им нужно отрабатывать конкретные заказы. «Верховный суд говорит, что приговор незаконен, а Пресненский суд отвечает: «А пошли вы на фиг!» В этом — системный кризис нашего государства. Коррупция ослабляет связи внутри государственной машины и фактически работает на дестабилизацию. Можем ли мы представить фирму, где кладовщик говорит генеральному директору: «Слушай, я склад охраняю и сам решаю, кому товар отгружать»? Так государство работать не может», — убеждена Яковлева.
Материал подготовили: Игорь Волков, Владимир Титов, Александр Газов