В сентябре прошлого года Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ признала, что в течение трех месяцев — с 17 мая по 17 сентября 2010 года — Платон Лебедев и экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский незаконно содержались под стражей. Чуть ранее — в апреле прошлого года — незаконным также был признан арест фигурантов «дела ЮКОСа» в период с 16 августа по 17 ноября 2010 года.
После этого Лебедев подал в Тверской райсуд Москвы два иска к Минфину РФ с требованием возместить ему моральный вред за незаконное содержание под стражей в СИЗО «Матросская Тишина», пока шло следствие в рамках второго уголовного дела. В них он требовал с Минфина 184 тыс. и 356 тыс. рублей.
В исковых заявлениях говорилось, что «различные районные суды Москвы систематически принимали незаконные решения об аресте Лебедева и продлении срока его содержания под стражей, а суды кассационной инстанции соответственно безосновательно оставляли эти решения без изменения, что неоднократно подтверждено актами высших судов».
Защита Платона Лебедева ссылалась на статью 1070 Гражданского кодекса РФ, согласно которой «вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу… возмещается за счет казны Российской Федерации... в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда».
Обосновывались и заявленные суммы. Адвокаты напомнили о постановлении Европейского суда по правам человека от 25 октября 2007 года, согласно которому Лебедеву за незаконное содержание под стражей с 31 марта по 6 апреля 2004 года и с 3 июля по 28 августа 2003 года была присуждена выплата компенсации морального вреда в сумме 3 тыс. евро:
«Таким образом, Европейский суд оценил моральный вред за два месяца незаконного содержания под стражей в три тысячи евро. Исходя из этой оценки за три месяца незаконного содержания под стражей сумма возмещения морального вреда исчисляется в размере 178326,9 рубля. Однако данная сумма подлежит удвоению в связи с установленным Верховным судом РФ фактом злостного игнорирования его указаний надзорной инстанцией Мосгорсуда, что привело к полугодовому незаконному заключению истца под стражу, а также в соответствии с действующей бизнес-практикой».
Однако в начале апреля судья Тверского райсуда Москвы Евгений Комиссаров уже отказал в удовлетворении первого иска, в среду то же самое произошло и со вторым.
«Мы заявили отвод судье Комиссарову, но он отказал нам в удовлетворении этого ходатайства, мотивировав это тем, что заявленные основания для отвода являются недоказательными», — рассказала «Особой букве» адвокат Лебедева Елена Липцер.
По словам защитника, ее доверитель обратился в суд в связи с тем, что его содержание под стражей ранее было признанно незаконным. «Это принципиальная позиция Платона Леонидовича», — подчеркнула она, отметив, что как только 23 мая они получат решение суда на руки, сразу будут готовить жалобу в Московский городской суд.
Отвечая на вопрос, планирует ли Лебедев обратиться в ЕСПЧ, если не найдет поддержки в российских судах по этому вопросу, Липцер заметила, что «пока не обсуждала с клиентом этот вопрос». Одновременно она напомнила, что обстоятельства незаконного ареста уже являются предметом его жалобы в Евросуд, но она пока не рассмотрена.
Стоит отметить, что Россия исправно платит по решениям ЕСПЧ, поэтому Лебедеву, возможно, будет проще найти понимание в Страсбурге.
Согласно действующему законодательству, на компенсацию морального вреда могут рассчитывать люди, которым причинен вред в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. При этом, как гласит статья 1100 ГК РФ, в этих случаях «компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя».
И в таких случаях компенсации морального вреда безвинным сидельцам порой выплачиваются. В качестве примера можно привести дело лидера движения «Мы» Романа Доброхотова, который несколько лет назад был задержан ОМОНом во время проведения акции у Белого дома и получил пять суток ареста за якобы нецензурную брань. В результате адвокату оппозиционера удалось доказать с помощью видеозаписи и свидетелей, что нецензурно он не выражался. Однако к тому моменту он провел за решеткой четыре из пяти дней.
Выйдя на свободу, Доброхотов подал иск о компенсации вреда и даже выиграл дело: Черемушкинский суд столицы присудил ему одну тысячу рублей.
Стоит отметить, что ранее в прессе озвучивались следующие данные: по статистике Минфина, количество удовлетворенных исков к государству составляет 45 процентов, а присужденный размер компенсации морального вреда — всего лишь два процента от требуемого.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов