В начале мая на Чистых прудах в центре столицы появился оппозиционный «лагерь» #ОккупайАбай. Там собирались сторонники «белого движения». Однако 15 мая 2012 года Басманный районный суд столицы по заявлению жителей близлежащих домов обязал УВД по ЦАО ГУ МВД России по Москве ликвидировать «лагерь», а префектуру ЦАО — «немедленно приступить к восстановлению цветников и газонов на бульваре и его нормального функционирования». Тогда же было заявлено, что ущерб зеленым насаждениям от деятельности протестующих составил около 20 млн рублей.
Сразу же после ликвидации #ОккупайАбая в Московский городской суд с иском обратился Сергей Митрохин, но политику в его рассмотрении было отказано. Суд сослался на то, что лидер «Яблока» не обладает правом обжалования по данному делу.
В понедельник с жалобой на разгон «лагеря» «белоленточников», который сначала переместился в сквер у высотки на Баррикадной, а потом на Старый Арбат, уже выступили сами участники оппозиционного движения, в том числе и журналистка Ольга Романова. По их мнению, решение Басманного суда является незаконным и необоснованным. Они подчеркивают, что разгон затронул их законные права и интересы:
«Своим решением суд защитил права одной группы граждан, ограничив права другой. Органы спровоцировали конфликтную ситуацию между двумя группами граждан. Иными словами, представители власти, реализуя политическую волю государственной власти, использовали в своих незаконных действиях обычных граждан».
Юрист Межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора» Ильнур Шарапов, ведущий данное дело, рассказал «Особой букве», что в апелляционной жалобе оспаривается только та часть решения Басманного суда, которая касается предписания полиции прекратить массовое мероприятие на Чистопрудном бульваре.
«Власти не обеспечили охрану близлежащих домов. Любому человеку было бы неприятно, если бы в его доме происходили какие-то гадости, — говорит адвокат. — Но решение Басманного суда касается и тех лиц, которые собирались на Чистых прудах, ведь статью 31 Конституции РФ о свободе собраний никто не отменял. То есть «басманное правосудие» фактически ограничило право граждан мирно собираться в общественных местах».
Поскольку власти по действующему законодательству должны обеспечивать баланс прав и обязанностей всех граждан, то ограничение права на мирные собрание — чрезмерная мера, уверен Шарапов:
«Вполне можно было сделать так, чтобы не было никаких проблем у жителей соседних с «лагерем» домов. В первую очередь это касается охраны. Если властей не устраивали некоторые нюансы нахождения «народных гуляний» в центре столицы, то они могли создать для этого все условия: поставить урны и туалеты, почаще убирать улицы. Что делали, кстати, сами участники «гуляний». Власть не то чтобы не делала этого, а, наоборот, запрещала установку туалетов», — напоминает наш собеседник.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева, Александр Газов