ЕСПЧ начинает процесс о размере компенсации, требуемой представителями ЮКОСа за нарушение их прав

Комментирует Юрий Шмидт,

адвокат Михаила Ходорковского

Россия не останется в долгу перед ЮКОСом

Россия не останется в долгу перед ЮКОСом
ЕСПЧ приступает к рассмотрению спора представителей ЮКОСа и России о размере компенсации за нарушения прав компании, признанных судом. Постановление о несправедливом взыскании долгов по налогам в 2000—2001 годах вступило в силу три месяца назад.
19 июня 2012
Комитет министров Совета Европы уже поставил «под усиленный надзор» исполнение вынесенного ранее Страсбургским судом постановления по делу «ЮКОС против России». За прошедшие три месяца стороны должны были договориться между собой о размере компенсации. Но, судя по тому, что суду об этом ничего не известно, прийти к консенсусу, похоже, не удалось.

«Московские новости» обращают внимание на странность в решении Страсбургского суда, на основе которого «дело ЮКОСа» попало под усиленный надзор. «В резолютивной части постановления ЕСПЧ по этому делу один из принципиальных в данном отношении пунктов выполнен не в характерной для суда манере. Свою позицию о наличии либо отсутствии нарушения прав ЮКОСа со стороны российских властей семь судей Малой палаты ЕСПЧ принимали путем голосования, указывая, сколько голосов было «за», а сколько «против». Однако решение об отклонении аргументов правительства РФ о том, что действия приставов-исполнителей не только соответствовали законодательству, но и правомерны в целом, было принято в Страсбурге «большинством голосов» без указания того, как эти голоса распределились», — отмечает издание.

Напомним, что Европейский суд по правам человека не нашел политической составляющей в банкротстве ЮКОСа. Однако он вынес решение о том, что исполнительное производство по взысканию налогов нефтяной компании проходило с серьезными нарушениями. Соответственно, теперь акционеры топливной корпорации могут требовать с России огромных компенсаций.

Именно их сумма и будет предметом рассмотрения в Страсбурге.

Комитет министров Совета Европы поставил исполнение постановления о несправедливом взыскании у ЮКОСа долгов по налогам в 2000—2001 годах под усиленный надзор. В Страсбурге объяснили это тем, что суд выявил в правовой системе России системное нарушение — «различные проблемы, относящиеся к общему проведению производства по исполнению решений о выплате налогов и налоговых санкций». Среди главных проблем: отсутствие общей оценки последствий действий приставов для компании, фиксированный исполнительский сбор судебных приставов, не сопоставимый с понесенными ими затратами, а также негибкость сроков исполнительного производства.

По мнению европейцев, все эти нарушения приводят к попранию прав обычных граждан и бизнесменом. А в случае ЮКОСа все закончилось вообще крахом компании:

«Перед тем как выставлять на торги актив, являющийся единственной надеждой компании на выживание, власти должны были провести очень серьезный анализ других возможных вариантов, — говорится в решении ЕСПЧ, — особенно тех, которые могли бы снизить ущерб организационной структуре компании».

Практика Страсбургского правосудия такова: констатация любых системных проблем в законодательстве любой страны приводит к усиленному надзору со стороны КМСЕ. Именно поэтому Совет Европы будет требовать от российских властей отчета о принятых мерах.

Напомним, что адвокат ЮКОСа Пирс Гарднер требовал выплаты 98 млрд долларов из российского бюджета в качестве компенсации акционерам разорившейся корпорации. На какой сумме остановится ЕСПЧ, неизвестно. Да это по большому счету и неважно.

Любая выплата Москвы станет прецедентом, после чего на Россию обрушится вал компенсационных исков. Как от юкосовцев, так и от представителей других компаний, пострадавших от действий российских властей.

Комментирует Юрий Шмидт, адвокат Михаила Ходорковского

Так называемое дело «ЮКОС против России», рассматриваемое в Европейском суде по правам человека, — совершенно самостоятельное дело, по которому ни Ходорковский, ни Лебедев не были заявителями и даже не давали по нему никаких официальных объяснений. Их об этом никто и не спрашивал. Поэтому в данном чисто экономическом споре судьба этих двух человек решиться никак не может. Другое дело, что победа акционеров ЮКОСа чисто психологически сыграет на пользу Ходорковскому и Лебедеву, создаст определенный положительный фон для будущего рассмотрения их жалоб в ЕСПЧ.

Комитет министров Совета Европы является исполнительным органом и принимает участие в делах тогда, когда не исполняется судебное решение, вынесенное ЕСПЧ. Но как этот контроль будет выглядеть в данном случае, сказать сложно.

Мы помним решение Страсбурга по поводу ареста Михаила Ходорковского о том, что доказательств существования некой политической подоплеки в данном случае недостаточно. У меня нет оснований говорить в целом о недоверии к Евросуду. Но в последнее время его отдельные решения вызывают некоторое удивление. Так, по одному из дел, которые я отслеживал, суд прошел мимо достаточно убедительных доказательств. Этого, впрочем, пока мало, чтобы делать какие-то выводы.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов