Напомним, что 20 июня 2011 года Ту-134, выполнявший чартерный рейс «Москва — Петрозаводск» по заказу авиакомпании «РусЭйр», разбился при заходе на посадку в 700 метрах от взлетной полосы аэропорта Петрозаводска. На борту находились 52 человека, погибли 47 человек, в том числе восемь членов экипажа.
После этого деятельность авиакомпании «РусЭйр» была приостановлена, а занимавший в тот момент президентское кресло Дмитрий Медведев и вовсе порекомендовал вывести Ту-134 из эксплуатации.
Затем последовал отчет Межгосударственного авиационного комитета, согласно которому причиной падения самолета стали неслаженные действия экипажа и сложные метеорологические условия. Следственный комитет также нашел нарушения в работе пилотов при выполнении посадки.
Однако вчера официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин заявил о предъявлении обвинений первым фигурантам в деле о расследовании крушения самолета.
Обвинение в халатности предъявлено начальнику управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Эдуарду Войтовскому. По данным следствия, он допустил сертификацию авиационной метеорологической станции аэропорта с нарушением установленных требований.
Кроме того, двум сотрудникам аэропорта, ответственным за организацию метеорологического обеспечения полетов гражданской авиации и органов организации воздушного движения на аэродроме Бесовец, Владимиру Шкарупе и Владимиру Пронину предъявлены обвинения в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.
По версии следствия, Шкарупа и Пронин после ликвидации ЗАО «Аэропорт Петрозаводск» в 2009 году и создания АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» подали заявление о внесении изменений в прежний сертификат соответствия по метеорологическому обеспечению.
В соответствии с законодательством Войтовский должен был организовать проведение новой инспекционной проверки, но вместо этого он вынес незаконное решение о переоформлении и подписании сертификата без проведения проверок. Кроме того, Войтовский в октябре 2010 года принял решение о переносе срока инспекционного контроля АУ РК «Аэропорт «Петрозаводск» на август 2011 года. В результате метеорологическое обеспечение полетов гражданской авиации и органов организации воздушного движения на аэродроме осуществлялось с использованием приборов, запрещенных к эксплуатации, без полного комплекта оборудования для наблюдения за видимостью при взлете и посадке, говорится в сообщении СКР.
В ведомстве подчеркнули, что расследование уголовного дела по факту нарушений, допущенных членами экипажа при выполнении захода на посадку и должностными лицами авиакомпании «РусЭйр», продолжается. «В ближайшее время следствию предстоит дать их действиям юридическую оценку», — говорится в пресс-релизе.
Адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы трех семей, потерявших родственников в этой трагедии, называет это сообщение СКР «неожиданной новостью».
«Впервые за всю историю расследования авиакатастроф предъявили обвинение. Раньше была тенденция, чтобы списать все на погибших летчиков. И вдруг пришла такая новость. Значит, наконец-то что-то потихоньку исправляется, потому что безнаказанность всегда приводит к вседозволенности», — говорит он.
«Пока со следователями мы не связывались. Они почему-то решили этой информацией со СМИ сначала поделиться, а потом, видимо, эту информацию участникам процесса будут доносить», — удивляется Трунов.
По его словам, пока рано говорить о том, настоящих ли виновников трагедии пытаются привлечь к ответственности. «Рассуждать о том, тем ли людям предъявили обвинения, не козлы ли они отпущения рано. Это вопрос второй серии — нужно смотреть процессуальные документы, которые следствие должно нам предоставить. Потом будем делать выводы», — уточняет адвокат.
Он отмечает, что пока, конечно, создается ощущение, что это мелкие клерки, которых привлекли, чтобы сгладить острые углы, развенчать мнение о том, что всегда всю вину списывают на погибших. «Люди, конечно, могут быть в чем-то виноваты, но системно они ни на что не влияют», — размышляет Трунов.
В свою очередь, он напоминает, что родственники погибших сейчас пытаются взыскать выплаты со страховой компании. Он отмечает, что заявители получили выплаты согласно Воздушному кодексу РФ, однако, поскольку самолет был застрахован по международным нормам, суммы должны быть существенно больше. «Недоплатили приблизительно по 12 млн рублей каждому», — считает он.
«Первое заседание состоялось, никто из ответчиков не явился. На первые числа июля назначено второе заседание, надеюсь, что там уже будет вырисовываться какая-то картина того, почему заплатили не в полном объеме», — отмечает адвокат.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Роман Попков, Мария Пономарева