В апреле федеральный суд Нью-Йорка признал Виктора Бута виновным в намерении продать партию оружия колумбийской леворадикальной группировке «Революционные вооруженные силы Колумбии» (FARC), включенной США в список террористических. Суд приговорил гражданина России к 25 годам лишения свободы, хотя тот своей вины не признал.
Спустя почти месяц после того, как жена Бута Алла направила в российское Министерство юстиции пакет документов по делу мужа, ведомство сообщило о том, что Москва направила в Соединенные Штаты документы для экстрадиции россиянина, передает Газета.Ru.
При этом отмечается, что проработка вопроса о возвращении Бута на родину должна начинаться только после того, как будет завершен апелляционный процесс по его делу. Российский дипломат, на которого ссылается ИТАР-ТАСС, пояснил, что в противном случае это может дать американским властям основание для отклонения запроса по формальной причине, а повторное обращение такого рода допускается лишь через два года.
Передача Бута в РФ может быть осуществлена в рамках действующей между США и Россией Конвенции Совета Европы по передаче осужденных лиц от 1983 года.
Сотрудник российского посольства также рассказал и об условиях содержания Виктора Бута в спецблоке тюрьмы «Мэрион». По словам осужденного, за последнее время особых изменений не произошло, если не считать того, что после требований посольства ему наконец начали оказывать необходимую зубоврачебную помощь.
Бут отмечает, что много нареканий вызывает питание. За любые «добавки» — от банки овощей до таблетки аспирина — заключенным приходится платить. Но россиянина постоянно поддерживает семья. Дипломат считает, что иначе бы он там просто не выжил.
Доктор исторических наук, профессор МГИМО Валерий Соловей не удивлен, что документы об экстрадиции Виктора Бута были подготовлены только сейчас. Он говорит, что оформление таких бумаг довольно-таки хлопотливое и трудоемкое занятие, особенно в такую страну, как США. «Это объективно требует немало времени», — подчеркивает он.
Многие эксперты обращают внимание, что информация о передаче документов совпала со вступлением России в ВТО, однако Соловей считает, что «цена» Бута не столь значительна, чтобы соизмерять ее с присоединением нашей страны к торговой организации.
«Возможно, во время оформления этого пакета бумаг по экстрадиции шли некие конфиденциальные переговоры. Так что вполне вероятно, что Москва передает эти документы, уже имея некие устные гарантии или надежды на то, что запрос на передачу россиянина будет воспринят позитивно», — рассуждает собеседник «Особой буквы».
Вместе с тем Соловей не исключает, что вопрос с экстрадицией может так и не решиться: «Дело в том, что суд в западных странах гораздо более независим, чем российский. Так, что США вполне может отказать, если сочтет, что, например, не были соблюдены некоторые правовые процедуры или выдача россиянина не соответствует их интересам».
Профессор МГИМО предполагает, что если Виктор Бут все-таки окажется на Родине, то формально он вряд ли быстро выйдет на свободу. «Хотя, скорее всего, условия его содержания будут необременительными. Может быть, у него неожиданно обнаружится серьезная болезнь, и даже не одна, которая потребует срочного лечения в комфортных условиях. А потом какая-нибудь амнистия…» — рассуждает Валерий Соловей.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Александр Газов