Андерс Брейвик признан вменяемым и получил максимально возможный 21 год тюрьмы — как он сам и мечтал. Не просто хотел, а именно мечтал. Чтобы всем доказать, что он не псих, что он действовал из идейных соображений, полностью осознавая и отдавая себе отчет во всем. Так что убийца счастлив.
Семьи пострадавших не назовешь счастливыми, но они удовлетворены тем, что преступник получил максимум возможного.
Обвинение в принципе хотело признать Брейвика психом, но вряд ли станет что-то обжаловать и выражать серьезное недовольство.
Недоумевают только сторонние наблюдатели вроде нас вами. Уже подсчитали, что Брейвик получит за каждого убитого по… три месяца тюрьмы. Но это, пожалуй, все-таки не более чем математический казус. Иначе пришлось бы ориентироваться на американскую систему правосудия, которая может дать человеку несколько тысяч лет тюрьмы или несколько пожизненных сроков, что тоже выглядит нелепо.
Нам странно и то, что условия отбывания наказания похожи на курорт. Что даже вполне законопослушные и заслуженные люди могли бы только мечтать, чтобы государство тратило на них 700 тыс. евро в год, как будет потрачено на Брейвика норвежским государством. Впрочем, говорят, что еще сэкономили. Лечение в дурдоме обошлось бы в четыре раза дороже! Эх, кто бы нас полечил за такие деньги, подумали отечественные обыватели.
Ну и что же нам теперь думать про западную демократию и демократический суд в демократическом обществе? Какой-то странный у них гуманизм, верно? Но давайте взглянем на эту историю под несколько иным углом.
Для начала не забудем про то, что Брейвика лишь формально приговорили к 21 году. На самом же деле срок заключения можно продлевать на пять лет и повторять эту процедур неограниченное количество раз. И каким бы ни был гуманным норвежский суд, трудно себе представить, чтобы через 21 год Брейвик вышел на свободу. Чтобы вот такой человек запросто ходил по улице, вел обычную размеренную жизнь, где-то кем-то работал? Да он и дня не проживет на свободе — кто-нибудь его обязательно кокнет. Так что из тюрьмы Андерс Брейвик отправится теперь только на кладбище.
Тогда к чему же еще придраться? К самому сроку в 21 год? К тому, что теоретически этот человек все же может быть отпущен? И говорить при этом, что норвежское общество оказалось не готово к такой жестокости и такому вызову? Но разве это так плохо? Готовым, конечно, надо быть ко всему, но получается-то, что в Норвегии люди живут так, что им и в голову прийти не может, что кто-то может уничтожать людей в промышленных количествах, что какой-то террорист способен на столь чудовищный поступок. Разве плохо жить в такой стране? Разве лучше жить с привычкой к терактам, к гибели десятков людей, к тому, что вас могут взорвать хоть в метро, хоть в аэропорту, хоть в собственном доме? А ведь мы живем именно в такой стране и именно с такими привычками! И при этом учим норвежцев правосудию!
Да, жизнь в трехкомнатной камере с кабинетом, тренажерным залом, отдельным двориком для прогулок и доступом к «Википедии» кажется нам дикой для такого человека, как Брейвик. Но ведь и остальные норвежские преступники содержатся в гуманных условиях. Безусловно, это не лучшие люди страны, но они все-таки люди. И их наказание должно быть суровым, но не бесчеловечным. А именно бесчеловечными называют единодушно условия в наших тюрьмах и особенно в СИЗО, где содержатся как скоты граждане, еще формально не осужденные! Что лучше: содержать преступников как на курорте или содержать невиновных еще людей в пыточных условиях?
Не нам все-таки давать другим советы и рекомендации. Да, если вы даете два года реального срока за ерунду, то вас удивляет 21 год за убийство 77 человек. Но если вы за укрывательство убийства присуждаете штраф в 150 тыс., то еще неизвестно, где «псевдогуманизм» цветет более пышным цветом.
Материал подготовили: Антон Орех, Мария Пономарева