Очередной скандал в судебном процессе по «делу Буданова»: свидетеля то ли подкупили, то ли избили

Владислав ПОЛЯНСКИЙ,

«Особая буква»

Адвокат путается в свидетельских показаниях

Адвокат путается в свидетельских показаниях
Суд по «делу Буданова» обрастает скандалами. Мурада Мусаева, адвоката обвиняемого Темерханова, подозревают в подкупе свидетеля защиты Фаталиева. Сам же Мусаев сообщил, что полицейские подвергли Фаталиева пыткам, требуя показаний против адвоката.
11 февраля 2013
В понедельник Мурад Мусаев написал на своей странице в Facebook, что свидетеля Руслана Фаталиева похитили и избивали оперативники в штатском. Со слов Фаталиева, который позвонил Мусаеву в воскресенье 10 февраля («звонит в отчаянии, говорит навзрыд», отметил адвокат), накануне семеро оперативных сотрудников приехали к нему на работу на автомобиле «Соболь» и привезли в отделение. В отделении его якобы сперва допросили под протокол, а потом стали избивать, добиваясь, чтобы он сознался в даче ложных показаний в суде. Избиение, рассказывает адвокат, продолжалось всю ночь, под утро Фаталиева выпустили. «Наши оппоненты, кажется, окончательно выжили из ума», — считает Мусаев.

В ходе допроса в отделении полиции Фаталиев сообщил следующее. Якобы в начале января ему позвонил ранее незнакомый мужчина, представившийся Мурадом Мусаевым, адвокатом Юсупа Темерханова, и предложил приехать в Москву для дачи показаний. Фаталиев сказал, что у него нет денег на билет (он проживает в Волгоградской области). Тогда Мусаев перечислил 15 тыс. рублей на карточку знакомого Фаталиева «по имени Ильяс».

Юрий Буданов, бывший полковник танковых войск и участник обеих чеченских войн, был осужден в 2003 году по обвинению в похищении и убийстве чеченской девушки Эльзы Кунгаевой. Он отбыл в заключении большую часть 10-летнего срока и вышел на свободу условно-досрочно в январе 2009 года. После освобождение Буданов работал руководителем легкового автопарка ГУП «ЭВАЖД» (по эксплуатации высотных домов). Он был убит 10 июня 2011 года возле нотариальной конторы в доме № 38/16 на Комсомольском проспекте в Москве.

В самом факте, что адвокат посылает свидетелю защиты средства, чтобы тот мог приехать для дачи показаний, нет ничего криминального. «Зачастую случается так, что свидетель находится в другом регионе или в другой стране, и у него может не быть средств, чтобы приехать на заседание суда. И если это свидетель защиты, то есть его вызывает защита, а не обвинение, то бывает, что за счет средств обвиняемого — вряд ли адвокат отдавал свои собственные деньги — оплачиваются проезд и проживание свидетеля», — говорит адвокат Николай Полозов. Подкуп же — это передача любых активов, в том числе денежных средств, в обмен на ложные показания.

Однако некоторые детали этой безобидной операции вызывают сомнения. Если в том, что адвокат подобным образом обеспечивает явку свидетеля, нет ничего криминального, то зачем пересылать деньги таинственному посреднику по имени Ильяс? К тому же 15 тысяч на проезд из Волгограда в Москву, даже с учетом кратковременного проживания, — это многовато. Достаточно ознакомиться с расценками на билеты, чтобы убедиться в этом. По словам Фаталиева, часть денег он израсходовал на празднование дня рождения сына.

В Москве, пишет «Коммерсант», Фаталиева якобы встретил адвокат Мусаев, который на своем автомобиле Mercedes с водителем отвез свидетеля в Мосгорсуд. Мусаев предложил Фаталиеву описать убийцу Буданова как человека со светлыми волосами. «Рыженький, светленький был, но лицо кавказской национальности, похож на чеченца», — так охарактеризовал преступника Фаталиев на допросе в Мосгорсуде 10 января 2013 года. Между тем подсудимый Юсуп Темерханов темноволос.

Если будет доказано, что Мусаев склонил Фаталиева к даче ложных показаний, адвокат может сам стать обвиняемым по уголовному делу о воспрепятствовании осуществлению правосудия (статья 294 УК РФ).

СМИ отмечают, что случай с Фаталиевым не первый эксцесс подобного рода. В конце января Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело против адвоката Дарьи Трениной, второго защитника Темерханова. Ее подозревают в подкупе свидетеля Александра Евтухова. Последний наблюдал момент убийства и на двух допросах уверенно заявлял, что у убийцы светлые волосы и в целом «славянская внешность». При этом он не мог сказать, являлся ли киллер блондином, шатеном или рыжим.

Евтухов отказывался приехать из Сибири в Москву, и тогда Тренина передала ему 100 тыс. рублей для оплаты проезда, проживания в гостинице, а также в виде компенсации за пропущенные рабочие дни. Но по дороге в Москву Евтухова с ним якобы провели беседу неизвестные оперативные сотрудники, и на процессе он дал слишком противоречивые показания.

 

Материал подготовили: Владислав Полянский, Александр Газов