Возбуждено новое дело на Леонида Развозжаева: о заведомо ложном доносе на следователя

Ксения ФЕДОРОВА,

«Особая буква»

«Седых волос у Леонида прибавилось…»

«Седых волос у Леонида прибавилось…»
Дела на Леонида Развозжаева продолжают множиться: в четверг оппозиционера обвинили в заведомо ложном доносе на следователя. Защита намерена добиваться его прекращения, а также надеется вытащить клиента из-под стражи.
21 марта 2013
В понедельник стало известно, что обвиняемый в подготовке массовых беспорядков в России Леонид Развозжаев доставлен из Иркутска в московское СИЗО «Матросская Тишина». В Сибирь несколько месяцев назад Развозжаева отправили из-за уголовного дела о разбойном нападении в 1997 году на ангарского предпринимателя Вячеслава Скуденкова и похищении 500 шапок из меха сурка. Однако это дело было прекращено из-за истечения срока давности привлечения к ответственности.

«Я сегодня его видел в первый раз после его доставления из Иркутска. Мы были очень рады самому факту, что здесь и живы, и относительно здоровы, — поделился с «Особой буквой» эмоциями от встречи с доверителем адвокат Дмитрий Аграновский. — Вид, конечно, у него более живой однозначно, чем в Иркутске. В «Матросской Тишине» условия содержания гораздо лучше, чем в пересыльных столыпинских холодных вагонах, но седых волос у Леонида прибавилось. Вообще эти три месяца стоили больших нервов всей группе поддержки Развозжаева: родственникам, адвокатам. Но еще не вечер. Думаю, что всякие неожиданности нас еще могут ждать».

Неожиданности последовали сразу после возвращения Развозжаева в Москву. В четверг Следственный комитет РФ сообщил о том, что Леониду предъявлено обвинение в заведомо ложном доносе при смягчающих обстоятельствах. По версии следователей, 12 декабря 2012 года Развозжаев на заседании суда заведомо ложно заявил о том, что следователь применял к нему пытки, а позднее подал аналогичное заявление в Генпрокуратуру. Кроме того, настаивают следователи, будучи в изоляторе города Ангарска, несмотря на предупреждения об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, «он продолжал заявлять якобы о совершении в отношении него пыток следователем СК России».

Обвинение абсурдное, уверен Аграновский: «На мой взгляд, СКР вообще исходит из неправильной предпосылки — из того, что похищения из Киева вообще не было. А проверять материалы, которые мы им представляем, они отказываются».

По его словам, в Басманном суде Москвы 1 апреля будет рассматриваться жалоба на отказ в возбуждении уголовного дела по факту похищения Развозжаева. «Вы хотя бы эти материалы посмотрите. Может быть, они вам действительно не понравятся, — рассуждает адвокат. — Но ведь когда вы их даже не смотрели, а ЕСПЧ смотрел и сделал прямо противоположные выводы, то нельзя сказать, что вы полноценно изучили дело».

Напомним, что Леонид Развозжаев и его защита настаивают на том, что он вернулся из Киева в Россию не по доброй воле, а в результате похищения. Однако с этой версией категорически не согласны следователи, по версии которых, оппозиционер прибыл на родину на такси.

Новые претензии к Развозжаеву связаны с тем, что на одном из заседаний Басманного суда обвиняемый предположил, что человек, сидевший в зале, может оказаться тем, кто в октябре прошлого года допрашивал его в подвале частного дома где-то под Брянском. Человек оказался следователем Дмитрием Плешивцевым, прикомандированным для расследования «болотного дела» из Брянска, уточняет The New Times.

«Во-первых, мы считаем, что похищение Развозжаева было. Во-вторых, он никогда не утверждал, что это конкретно следователь Дмитрий Плешивцев, — говорит Дмитрий Аграновский. — Развозжаев в суде сказал, что этот человек похож на того человека, который был в подвале в маске. И не более того. Мало ли кто на кого похож. А СКР сразу из-за этого возбудил дело по его заявлению».

«Естественно, мы будем просить это дело прекратить в связи с отсутствием события преступления», — отмечает защитник.

Кроме того, в 20-х числах марта состоится заседание об избрании меры пресечения Леониду Развозжаеву — срок его содержания под стражей истекает 1 апреля. «Мы будем просить, чтобы ему изменили меру пресечения на любую другую, не связанную с лишением свободы», — указывает Аграновский и напоминает, что Сергей Удальцов, например, находится под домашним арестом. «Совершенно непонятно, чем Развозжаев именно так провинился», — удивляется он.

В «копилке» Развозжаева есть и уголовное дело о незаконном переходе границы — ч. 1 ст. 322 Уголовного кодекса РФ («Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации»). Как утверждают следователи, 15 октября 2012 года оппозиционер купил билет на поезд до Киева, воспользовавшись паспортом своего брата, и пересек границу РФ без документов на право выезда из страны.

Однако Дмитрий Аграновский утверждает, что знает об этом деле только из прессы. «Нам ничего не предъявляли», — подчеркивает он.

 

Материал подготовили: Ксения Федорова, Александр Газов