Конституционный суд: пожизненный запрет на участие в выборах для осужденных незаконен

«Особая буква»

КС: бессрочное ограничение избирательного права возможно лишь для осужденных на пожизненный срок

КС: бессрочное ограничение избирательного права возможно лишь для осужденных на пожизненный срок
Конституционный суд постановил, что осужденные не могут быть навсегда лишены права баллотироваться, и предписал законодателю установить для них четкие сроки действия этого ограничения.
10 октября 2013
10 октября Конституционный суд постановил, что пожизненный запрет баллотироваться на выборах лицам, когда-либо осужденным за тяжкие и особо тяжкие преступления, не соответствует Основному закону страны.

Год назад в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» была внесена поправка, запрещающая участвовать в выборах гражданам, ранее осужденным по тяжким статьям Уголовного кодекса, даже если судимость у них давно погашена. Эта поправка была идеологически мотивирована властями как необходимая мера по недопуску криминала во власть, хотя было совершенно очевидно, что жертвами поправки станут оппозиционеры, осужденные в рамках идущих в России политических процессов.

Сразу же после принятия документа эксперты говорили, что закон противоречит Конституции — ведь пожизненное поражение в правах никаким законодательством не предусматривается.

Материал по теме: президент Навальный, президент Удальцов, президент Ходорковский — это не утопия, это идея, противоречащая российскому законодательству. Да что в президенты — им даже в муниципальные депутаты путь закрыт. (ДАЛЕЕ

Член Общественной палаты, доктор юридических наук Елена Лукьянова в беседе с «Особой буквой» тогда крайне негативно оценила принятые поправки: «Власть страшно боится тех предпринимателей, которые сидят по заказным экономическим делам, тех оппозиционеров, которые привлекаются к уголовной ответственности по сфабрикованному обвинению. Власть боится участия в выборах всех уровней — от муниципальных до президентских — независимых, неподконтрольных кандидатов. Эта поправка была включена по инициативе ЦИК. Она, во-первых, абсолютно безграмотна, во-вторых, противоречит не только принципу равенства граждан перед законом, но и множеству других конституционных принципов. Она абсолютно неконституционна, противоречит Европейской конвенции о правах человека и основных свободах. Эта поправка, как только она будет применена к кому-либо, безусловно, будет подлежать обжалованию в Конституционном суде и в ЕСПЧ. Эта норма правовой дикости — ни в одной нормальной стране снятая, погашенная судимость не поражает человека в избирательных правах».

И вот 10 октября 2013 года Конституционный суд постановил, что осужденные не могут быть навсегда лишены права баллотироваться на выборах, и предписал законодателю установить для них четкие сроки действия этого ограничения. Полностью текст постановления можно прочитать на сайте КС.

 «Действующее законодательство ограничивает пассивное избирательное право осужденных бессрочно и необратимо. Тем самым, по сути, они навсегда лишаются своего конституционного права. Столь суровая мера не может быть оправдана одним лишь наличием у гражданина судимости», — говорится в постановлении. Как отмечает суд, пожизненный запрет на участие в выборах возможен лишь для лиц, приговоренных к пожизненному заключению.

«Федеральный законодатель обязан также установить процессуальные гарантии, обеспечивающие восстановление пассивного избирательного права ранее судимых граждан при либерализации уголовного законодательства. В противном случае такие граждане оказываются в неравном положении с теми, у которых судимость еще не погашена или не снята. Надлежащие изменения в законодательство должны быть внесены незамедлительно, чтобы обеспечить проведение выборов, которые будут назначены после вступления в силу настоящего постановления Конституционного суда», — предписывает КС.

Теперь дело за Государственной думой — она в трудной ситуации. Депутатам необходимо исправить документ так, чтобы он устроил действующую власть.