Накануне в Сети появилась информация, что суд намерен вынести приговор в присутствии только одного Константинова. Илья Константинов, отец политзаключенного, написал в «Фейсбуке»: «По информации из журналистских кругов, оглашение приговора втихую хотят перенести на 11 утра, на сайте суда информация полностью отсутствует». Впоследствии выяснилось, что приговор все-таки намереваются оглашать в 14 часов, как и планировалось.
Гражданские активисты, поддерживающие националиста, подтянулись к Чертановскому суду еще утром. Начиная с 12 часов в помещение суда после дотошного обыска пропускали оппозиционеров. Выразить солидарность с преследуемым Константиновым пришло порядка 150 человек. Среди них Алексей Навальный, Владимир Милов, Наталья Чернышова, Наталья Холмогорова, Сергей Шаргунов, Владимир Акименков и многие другие.
Около часа дня к зданию суда приехало два автобуса с ОМОНом. Когда Даниила Константинова наконец привели к залу заседаний, его сопровождала группа спецназовцев в максах, вооруженных автоматами. Оппозиционера грубо волокли по коридору. Это было многими расценено как признак того, что суд вынесет максимально жестокий вердикт.
Омоновцы в касках и бронежилетах, живой цепью перекрывшие вход в судебный зал, и их поведение спровоцировали возмущение оппозиционеров. Когда Илья Константинов попытался пройти в зал, полицейские грубо его скрутили. Народ не выдержал и попытался прорвать цепь. Люди скандировали: «Пропускай!», «Фашисты!», «Мусора — позор России!», «Люстрация!».
После переговоров сотрудники МВД все же подпустили активистов, при этом некоторым пришлось буквально штурмовать дверь. Часть людей так и не попала на процесс.
Чтение постановления судьей Тюркиной сопровождалось криками «Свободу Даниилу Константинову». Из-за шума пришедшим показалось, что националиста признали виновным, и зал в знак неуважения к суду сел на скамейки. Как оказалось, председательствующая сочла, что следствие было проведено с нарушениями, «делающими невозможность вынесения объективного приговора». Дело направили на доследование под одобрительный гул группы поддержки. Слова Тюркиной о продление меры пресечения Константинову в виде содержания под стражей привели к новым всплескам недовольства.
Илья Константинов в беседе с корреспондентом «Особой буквы» назвал решение судьи «процессуальным чудом». При этом он обратил внимание на устрашающие действия силовых структур: «Для меня удивительна атмосфера нагнетания страха, которая провоцирует людей на эксцессы. У нас заседания всегда проходили мирно, слышно было, как муха пролетит. Я не знаю, зачем спецназ устраивает такие шоу, может, они опасались «хулиганствующих элементов», но, кроме самих спецназовцев, хулиганы на суды не ходят».
Ветеран оппозиции, участник защиты Верховного совета верит в скорое освобождение сына. «Я надеюсь, что мой сын выйдет 4 марта на свободу, когда истечет срок допустимого содержания в СИЗО. Нужна новая следственная команда, но если дело вновь получит следователь Алтынников, сфабриковавший его, это будет издевательство над судом. Верю, что будет найден настоящий убийца. Даниил должен быть на свободе — он достойнейший человек», — заявил он.
Илья Константинов подчеркнул, что не связывает решение Галины Тюркиной с недавней амнистией: «С амнистией это никак не связано, судья в принципе не могла вынести обвинительный приговор — нет фактуры. Но огласить оправдательный приговор в карательной системе, в которую превращено российское правосудие, не расставшись с судейской мантией, невозможно».
В свою очередь, Денис Зацепин, адвокат Даниила Константинова, сообщил, что подаст жалобу на продление своему подзащитному заключения: «Мы будем решать принципиальные вопросы по однозначному обжалованию постановления, в той его части, где сохранена мера пресечения в виде содержания под стражей. Возможно, и прокуратура будет обжаловать, но в целом. Скорее всего, дело попадет к новому следователю уже в феврале, раньше вряд ли».
Зацепин не уверен, что Константинов увидит свободу уже весной. «Выйдет ли Даниил в марте, неизвестно: есть практика — и Мосгорсуд ее придерживается, — что время, проведенное человеком под стражей «за судом», не входит в общий допустимый срок ареста. Не факт, что будет автоматическое освобождение», — рассуждает адвокат.
Ну а «маски-шоу», как предположил Зацепин, могут быть вызваны внутренними процессами в правоохранительных органах.
«Особая буква» выражает соболезнования Даниилу Константинову в связи с кончиной 27 декабря его бабушки.
Материал подготовили: Максим Собеский, Александр Газов