Комментирует Елена Лукьянова, член Общественной палаты РФ, директор Института мониторинга эффективности правоприменения, доктор юридических наук
Я абсолютно убеждена, что вопрос возврата дел Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева, Даниила Константинова, равно как и ситуацию с делами ЮКОСа (хотя тут ситуация немножечко другая), нельзя рассматривать как внезапную «оттепель» или что-то подобное, связанное с политикой Кремля. Полагаю, эти ситуации закономерны, они заранее мной были предсказаны несколько лет назад.
Априори было понятно, что в судейских сообществах с качеством правосудия справиться будет намного легче, чем со всей остальной правоохранительной машиной. И что рано или поздно общество передавит эти страшные, чудовищные ситуации в судебной системе хотя бы просто потому, что судьи по образовательному уровню кратно выше, нежели представители других правоохранительных структур, несмотря на то что в судейские ряды попало довольно много не очень профессиональных людей.
У судей особые полномочия — каждый судья принимает решение именем Российской Федерации. И внутри юридического сообщества нерукопожатность судьи, негативное отношение к нему тех же СМИ сильно влияет на него с точки зрения его человеческого имиджа и осознания самого себя.
Я считаю, что этот как раз заслуга общества, а ни кого бы то ни было еще. Это то, что называется: количество переходит в качество. Судей достало давление сверху, достало презрение к судебной системе общественного мнения, недоверие к судам.
Это рано или поздно должно было начаться. Недоследованные дела, отвратительно составленные документы, неприобщение нужных доказательств, вообще неустановление причинно-следственной связи между совершенным деянием и наступившими последствиями, зачастую отсутствие в материалах следствия состава преступления — все это однажды должно было взорвать судейское сообщество.
Мне представляется, что сейчас мы являемся свидетелями именно этого процесса. Дай бог, чтобы это было отправной точкой того момента, когда судьи скинут с себя эти оковы.
Дальше уже вполне вероятен процесс самоочищения судейской системы от плохих специалистов.
Конечно, по двум делам судить нельзя, но, похоже, что это именно так.
Что же касается обоих «дел ЮКОСа», то здесь ситуация аналогичная, но произошедшая под влиянием других обстоятельств. Здесь тоже наблюдается скидывание судейским сообществом с себя некоторых оков, потому что одиозность обоих «дел ЮКОСа» внутри юридического сообщества была давным-давно безусловна.
И то, что останавливало, как мне кажется, до сих пор Верховный суд по отношению к этим делам, — это то, что Михаил Ходорковский был в заключении.
Сегодня, когда препятствующее обстоятельство устранено, можно начать проверять нормальность, вменяемость этих двух дел, ни одно из которых, как мне кажется, не представляет собой уголовного состава. Это гражданско-деловые споры, которые никак не должны были доходить до уголовного суда.
Пересмотрит ли их Верховный суд, решив, что это не предмет уголовного разбирательства? Нет, сейчас этого не случится, но рано или поздно это все-таки произойдет. Сделан первый шаг.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов