О планах «мобилизации» выборов заявил Геннадий Райков, член ЦИК, отвечающий в комиссии за электронное голосование. Он подчеркнул, что «система уже отработана» и осталось уладить юридическую сторону вопроса. Первые выборы, на которых граждане смогут проголосовать с помощью своих мобильных телефонов, пройдут уже весной 2010 года. По словам Райкова, мобильные телефоны будут оснащены специальной программой, имеющей различные виды защиты и гарантирующей полную конфиденциальность избирателя.
Новый способ голосования был опробован в субботу в молодежном лагере «Селигер», куда Геннадий Райков прибыл с председателем ЦИК Владимиром Чуровым.
Обнаружилась и первая проблема на пути «мобилизации» избирательной системы — программу, необходимую для электронного волеизъявления, поддерживают далеко не все телефоны. В итоге большая часть молодежи голосовала «в открытую» — просто отсылая SMS-сообщения.
Комментирует Вадим Прохоров, адвокат, экс-член экспертного совета ЦИК
Я вижу в этой инициативе желание Центральной избирательной комиссии показать, что она действует, используя передовые методы. «Мобилизация» нашей страны во многом преувеличена, и ЦИК сегодня явно забегает вперед. Конечно, в свое время мир и Россия дойдут и до голосования по Интернету, как это уже практикуется в Эстонии и до использования иных электронных способов волеизъявления. Сегодня же очевидно, что мобильные телефоны есть не у всех, и не такие мощные, чтобы работать с подобной программой.
Я надеюсь, что при всей несвоевременности идеи она когда-нибудь заработает и снизит уровень нарушений в день голосования. Особенно в регионах, где контроль со стороны соответствующих отделов ФСБ ниже, чем в центре. Тем не менее вопрос о конфиденциальности голосования и надежности систем безопасности программы для мобильного телефона в нашей стране всегда будет актуален.
Главная же проблема на сегодняшний день связана не с самими выборами, а с полным контролем Кремля над политической жизнью страны. Я убежден, основные нарушения происходят не в день голосования. Участники политического процесса просто не имеют возможности выйти на политическое поле. Как можно голосовать за людей, если сделано все, чтобы они даже не были зарегистрированы? Кремль проводит тотальную «зачистку» этого политического поля. С данной точки зрения вопрос борьбы против фальсификации самих итогов выборов уходит на второй план.
Новая инициатива ЦИК носит некий показушный характер, как компьютер в Византии: стоит в углу красивая игрушка, а кандидат, за которого можно проголосовать, только один.