Абхазия

Кирилл Подъячев,

политолог, научный сотрудник
Института социологии РАН

Сергей Багапш использовал административный ресурс и выиграл

Сергей Багапш использовал административный ресурс и выиграл
Президентом Абхазии вновь стал Сергей Багапш. По данным exit-polls сухумского городского штаба, за него проголосовали 58 процентов избирателей, за Беслана Бутба — 19, а за Рауля Хаджимба — 15.
13 декабря 2009

В субботу к избирательным участкам пришли две трети жителей республики. Впрочем, голосование проходило не только в Абхазии, но и в России. Участвовать в голосовании могли и граждане Абхазии, проживающие за ее пределами: избирательные участки для них были открыты в Москве и Черкесске, куда доставили семь тыс. бюллетеней. Всего же, по данным Центральной избирательной комиссии, в списки избирателей было внесено почти 130 тыс. человек. Из них в Москве проголосовали 1 тыс. 208 избирателей.

Официальные данные ЦИК республики пока не опубликовал, подсчет голосов продолжается. Как заявил председатель ЦИК Абхазии Батал Табагуа, если не будут зафиксированы грубые нарушения, то итоги президентской кампании будут подведены в понедельник.

В свою очередь, глава МВД Абхазии сообщил, что выборы прошли в спокойной обстановке. С заявлением министра категорически не согласен занявший третье место Рауль Хаджимба, кандидат от оппозиции. Через час после закрытия избирательных участков он сообщил СМИ о многочисленных нарушениях в ходе выборов. Главные из них связаны с дополнительными списками: «Количество проголосовавших по дополнительному списку многократно превышает число избирателей, внесенных в основной список. Большое количество бюллетеней испорчено». А победы в первом туре Багапш добился, по мнению оппозиционера, исключительно за счет применения административного ресурса. 

В ближайшие дни три оппозиционных кандидата (Беслан Бутба, Заур Ардзинба и Рауль Хаджимба) проведут встречу для выработки единой позиции относительно прошедших выборов.

Комментирует Кирилл Подъячев, политолог, научный сотрудник Института социологии РАН

На Кавказе совсем другая культура выборов, чем в России и Европе, — здесь соревнуются не политические партии, а родовые кланы. Но, как и у нас, в результатах сомневаются те, кто проиграл. 

Насколько честно прошли эти выборы, должны сказать международные наблюдатели. Для России, откровенно говоря, все равно, кто будет президентом или чей клан будет у власти. 

Эти выборы имеют значение только для бизнес-элит. То есть выборы определяют, какой родовой клан получит самые выгодные бизнес-проекты. От того, насколько эффективно родственники Сергея Багапша будут управлять республикой, зависит и будущее его клана.