В восьми субъектах Федерации — Свердловской, Курганской, Рязанской, Калужской и Воронежской областях, Хабаровском крае, Республике Алтай и Ямало-Ненецком автономном округе — были избраны депутаты региональных парламентов. Как и прогнозировалось, во всех регионах лидерство получили единороссы.
Вместе с тем им не удалось добиться абсолютного большинства. Центризбирком уже заявил, что в местных заксобраниях будут представлены выдвиженцы всех четырех партий, составляющих Государственную думу.
В целом «Единая Россия» получила 183 мандата. Неофициальное второе место досталось КПРФ — 35 мандатов. За ними следуют ЛДПР с 23 мандатами и «Справедливая Россия» — 21 мандат.
Самыми успешными для оппозиции стали выборы в областную думу Свердловской области, где ротации подверглась половина парламента. Из 14 распределяемых мест шесть заняли единороссы, по три коммунисты и эсеры, оставшиеся два — представители ЛДПР.
В свою очередь, самыми неудачными оказались результаты в Ямало-Ненецком автономном округе. Учитывая, что более 70 процентов жителей ЯНАО проголосовало за «Единую Россию», в местном законодательном собрании ее выдвиженцы займут 18 из 22 депутатских кресел, два — представители ЛДПР, а члены КПРФ и «Справедливой России» — лишь по одному.
Несколько неожиданными стали итоги выборов мэров крупнейших городов Российской Федерации. Если в Краснодаре, Омске и Ростове-на-Дону победа кандидатов от партии власти была безоговорочной, то в Ульяновске единороссу Александру Пинкову серьезную конкуренцию составил коммунист Алексей Куринный, проигравший своему оппоненту чуть более десяти процентов. В Иркутске же «Единой России» вообще пришлось признать поражение — мэром города был избран беспартийный выдвиженец КПРФ Виктор Кондрашов, набравший около 63 процентов голосов.
Исходя из этого, оппозиция в целом удовлетворена исходом единого дня голосования. Лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов заявил, что «сознание левеет, настроение краснеет, а голосование становится более дружным». «Мы получили очень серьезную поддержку в городах-наукоградах, за нас проголосовали знаковые города. Наш мэр победил в Иркутске — это культурная столица Сибири. Наш мэр выиграл в Новочеркасске — столице казачества. На родине Шолохова также пришел к власти наш кандидат», — не без гордости отметил Зюганов.
Не меньше оптимизма источают и члены ЛДПР, уверенные, что в России начался процесс демократизации народного волеизъявления. «Мы прошли во все парламенты. Везде, кроме одной области, набрали больше десяти процентов, — рассказал руководитель фракции ЛДПР в Госдуме Игорь Лебедев. — Мы везде имеем больше двух представителей в парламентах, то есть в целом результат неплохой. И отставание от ближайших соперников в лице коммунистов не шибко большое, где-то даже опережаем. Мы оцениваем прошедшую компанию для ЛДПР со знаком плюс».
Довольны итогами голосования и эсеры. По словам одного из лидеров партии Николая Левичева, на муниципальном уровне можно говорить о победе 255 кандидатов от «Справедливой России» в депутаты законодательных органов и на посты глав муниципальных образований.
Всеобщего благодушия не разделяют, пожалуй, только в стане так называемой несистемной оппозиции, представители которой вновь довольствовались весьма скромными результатами. Большинство кандидатов от «Яблока», «Солидарности» и других демократических партий и движений на выборах в муниципальные органы власти снова не были зарегистрированы и сошли с дистанции еще до начала голосования.
Комментирует Вадим Прохоров, адвокат, специалист по выборам
Конечно, назначение депутатов разных уровней на этот раз прошло не столь вопиюще, нежели прошлой осенью. Выборы 11 октября 2009 года, как известно, закончились демаршем карманных оппозиционных партий Госдумы. Даже они не смогли стерпеть беспредела.
Но тем не менее никакого повода для оптимизма я не вижу. Все равно мы имеем дело с так называемой управляемой демократией, которая исходит из Кремля. И вопрос тут даже не в том, что «кремлевские» решают, кому участвовать в выборах, кого допустить до выборов, кто может победить и примерно с каким счетом. Проблема заключается в том, что в России, вопреки тому, что говорит Дмитрий Медведев, не сложилось нормальной политической системы.
Хочу напомнить, что целый ряд политических партий и организаций до сих пор не может выйти на реальное конкурентное политическое поле и участвовать в политической борьбе. У тех же, кто участвует, возможности абсолютно урезаны по сравнению с всеобъемлющим давлением «Единой России».
Количество партий в парламентах разных уровней никоим образом не говорит о том, что в стране есть нормальный уровень демократии. Я бы назвал нынешнюю российскую демократию имитационной.
Неудивительно, что избиратели теряют к выборам интерес. Заявление о том, что на выборы пришла по меньшей мере треть избирателей, у меня вызывает массу сомнений. Как и истории о трети избирателей, якобы проголосовавших в Москве на прошлых выборах, хотя я своими собственными глазами видел на своем участке максимум 10—15 процентов. Люди уходят в абсентеизм — уклонение от участия в выборах. И правильно делают.
Ну а власти не замечают, что им уже опираться не на кого — только на карманную оппозицию. Реальной оппозиции в лице коммунистов они боятся, не дают им доступа к СМИ и так далее.
Поэтому ничего серьезно на этих выборах не изменилось. Благодушия Чурова и прочих, говорящих, что выборы прошли хорошо и чисто, я разделить не могу. Все это закончится плохо, если не будут сделаны серьезные выводы.