«Яблока» и «Правого дела» почти не будет на выборах 3 марта

Сергей Митрохин,

председатель партии «Яблоко»

Куда катится «Яблоко»?

Куда катится «Яблоко»?
У непарламентских партий нет шансов участвовать в предстоящих региональных выборах — там, где их списки не снимают, они отказываются участвовать сами.
11 февраля 2011
На муниципальных выборах, которые пройдут 3 марта, парламентские партии в отличие от непарламентских выдвинули своих кандидатов во все 12 региональных законодательных собраний. Список «Яблока» будет участвовать лишь в двух регионах, а «Правого дела» — в одном. По мнению экспертов, у оппозиции было мало шансов претендовать на сколько-нибудь серьезные позиции. Однако они сами уверены, что всему виной политический заказ и боязнь региональных властей успеха «яблочников» при честном голосовании — иначе трудно объяснить тот факт, что, к примеру, представителей партии Сергея Митрохина повсеместно снимают с выборов.

 

По мнению депутата Законодательного собрания Ростовской области Владимира Бессонова, у непарламентских партий нет шансов на успех на муниципальных выборах. «Сильные позиции в области имеют лишь «Единая Россия» и КПРФ, вот они и получат выборные места», — говорит он. «Подобные кампании проходят в небольших поселениях, где живут по несколько тысяч человек, и партии зачастую просто не имеют там представительств. Там преобладает влияние «Единой России» и коммунистов, сохранившиеся в маленьких населенных пунктах исторически. Между этими двумя партиями и будет идти борьба», — считает гендиректор центра политических технологий «Правильный выбор» Максим Новиков. Он также отметил, что центральные органы управления партий попросту не выделяют средства на избирательные кампании в малонаселенных районах, а самостоятельно найти деньги партийцы зачастую не в состоянии.

Зарегистрированные участники выборов рассматривают очередной единый день голосования как разминку перед более крупной декабрьской думской кампанией. «Мы выдвинули своих кандидатов там, где имеем шансы претендовать на победу. В марте мы рассчитываем изучить общественное мнение, настрой электората и соответствующим образом затем скорректировать свои позиции в конце года», — пояснил глава ростовского регионального отделения «Справедливой России» Сергей Косинов.

Но уже понятно, что из борьбы за мандаты выбыли представители так называемой либеральной оппозиции. «Яблочники» выставляли свои списки тоже в трех областях: в Курской, Тамбовской и Калининградской. Везде были собраны подписи для регистрации, но тамбовский избирком признал их недостоверными. Поэтому «Яблоко» пойдет на выборы лишь в двух оставшихся регионах.

«Правое дело» вообще зарегистрировалось только в Дагестане.

В «Яблоке» объясняют, что во многих регионах избиркомы не регистрируют списки партии и одномандатников, указывая на ошибки при сборе подписей. Избирательные списки не приняты на выборах в законодательные собрания Тамбовской области и городского совета Ставрополья. Лишены возможности принять участие в избирательной кампании десятки одномандатников еще в семи регионах России. По мнению лидера партии Сергея Митрохина, во всем виноваты региональные власти.

Вместе с тем политологи не разделяют мнения Митрохина, объясняя минимальное участие либералов их невостребованностью и ориентацией не на массового избирателя. К тому же эксперты считают, что и у «Яблока» и у «Правого дела» проблемы с финансами.

Весенняя кампания, безусловно, важна, но на сбор подписей уходит слишком много денег, поэтому оппозиция выдвигала списки только там, где действительно были большие шансы зарегистрироваться. Лидер «Правого дела» Борис Надеждин уточняет, что на среднестатистическую кампанию в регионе нужно около 20 млн рублей, поэтому лучше поберечь средства до декабря.

Например, в Адыгее «Правое дело» решило обойтись несколькими одномандатниками, а не партийным списком. Одномандатники обходятся дешевле, и если их снимут с выборов или не зарегистрируют, потери не так велики, объясняет Надеждин.

Эксперты видят еще одну причину отказа либералов от борьбы за мандаты — в регионе у этих партий слабая структура, в некоторых районах нет даже их представителей.

Комментирует Сергей Митрохин, председатель Российской объединенной демократической партии «Яблоко»

Наше участие в выборах региональных парламентов всего в двух из 12 субъектов Федерации объясняется трудностями со сбором необходимого количества подписей. Ведь вместе с подписями люди должны оставить в листах свои паспортные данные. А делать этого многие не хотят — боятся. Некоторым просто лень.

Поэтому процедура сбора подписей и паспортных данных стоит дорого. Сборщикам подписей нужно платить. Бесплатно себя никто такой экзекуции подвергать не будет. Мы не партия олигархов, как «Единая Россия». И у нас нет столько денег, чтобы оплатить нелегкий труд сборщиков во всех 12 регионах.

Бывает, как в Тамбовской области: все необходимые подписи предоставлены, но нашу партию все равно снимают с выборов под предлогом несоответствия действительности некоторых паспортных данных людей, вошедших в список. Деньги вложенные пропадают уже на этом этапе.

Есть мнение, что бизнес повернулся бы к нам лицом, если бы мы выступали против повышения налогов и за повышение пенсионного возраста. Но мы считаем, что есть и другие источники для пополнения пенсионного фонда, сохранения уровня пенсий, кроме увеличения налоговой нагрузки на мелкий и средний бизнес. Например, повышение налогов в газовой сфере.

Сейчас для газовых компаний существуют льготы. Здесь уровень налогов в два раза меньше, чем в нефтяной отрасли. Непонятно почему. Ведь торгуем своими же исчерпаемыми ресурсами. Будет полное налогообложение газовиков — будет восполнен бюджет пенсионного фонда.

Сегодня в России качество труда чрезвычайно низко. В силу пьянства, плохих условий жизни, плохо оборудованных рабочих мест. Повышение же пенсионного возраста ведет к еще большему ухудшению человеческих ресурсов. Будут работать старые, усталые люди, что снизит производительность труда. А она у нас сегодня и так в четыре раза ниже, чем в США.

Мы уже сейчас чувствуем на себе давление со стороны властей. И чем ближе к выборам в Госдуму мы подходим, тем сильнее оно будет ощущаться. Ожидания у нас как на войне. Но будем прорываться!