Сейчас в городе формируются группы граждан, которым поставлена задача объехать как можно большее количество участков и, не отдавая открепительных талонов, проголосовать по нескольку раз. Это говорит о том, что готовится массовая фальсификация итогов выборов.
Руководитель саратовского обкома КПРФ Ольга Алимова говорит, что объединение партий стало возможным, потому что «Единая Россия» перешла все границы: кандидатам отказывают в регистрации, избиркомы и суды не принимают жалоб или рассматривают их необъективно.
В свою очередь, по мнению лидера регионального отделения «Яблока» Дмитрия Коннычева, открепительные талоны уже использованы.
Ситуацию с предстоящим Единым днем голосования на фоне «Обращения четырех» мы попросили прокомментировать председателя Межрегионального объединения избирателей Андрея Бузина.
Прежде чем охарактеризовать происходящее на региональных выборах, считает эксперт, нужно четко разделить избирательный процесс на стадии. Всего их три: регистрация кандидатов, агитационная стадия и непосредственно голосование.
«Первая стадия, в принципе, закончена, и уже на ней мы видим «вакханалию» административного ресурса, используемого в основном для отказа самовыдвиженцам. Но так происходит уже несколько лет подряд, и я сильных изменений не вижу», — говорит Бузин.
Агитационная стадия, продолжает он, также не блещет новизной. Главный мотив избирательной кампании — приписывать все заслуги (настоящие либо мнимые) «Единой России», на это нацелена вся мощь телевидения и других СМИ. Влияние прямой агитации достигало максимума в начале 2000-х, сейчас его потенциал резко снизился. Опять же, чувствуется усталость всех участников выборного процесса — прежде всего самих избирателей. Со стороны же пропаганды, развращенной отсутствием конкуренции, чувствуется недостаток изобретательства, который непременно будет компенсирован, как говорят в футболе, «навалом». Здесь «Единая Россия» по-прежнему царь и бог, задавливающая всех и вся.
«Наконец, финальная стадия выборного процесса — непосредственно голосование, — где возможны подтасовки. Процент фальсификаций прогнозировать трудно, хотя, по моим ощущениям, — признается Бузин, — их особенно и не потребуется. Так что, скорее всего, сохранится уровень в 10, максимум 15 процентов».
Дело в том, рассказывает аналитик, что значительные фальсификации «работают», если соперники равны либо слегка друг от друга отстают. А так называемые «оппозиционные» партии (за исключением, возможно, КПРФ) уже давно и комфортно закрепились в маргиналах.
Потенциальных «буйных» срезают на первой стадии. «Разгул» едросов как таковых на ней мало заметен, они вроде бы ни при чем. Хотя на самом деле конкурентов отрезают, что называется, «на входе».
«Отсюда и вывод: обращение против фальсификаций, да еще в отдельно взятом регионе (как будто в других не так), — пустой залп. Да и вряд ли цепная реакция таких объединений прокатится по стране — информационный ресурс в руках «Единой России», Интернет «признанную» оппозицию не замечает намеренно, а суммарный потенциал демократов (либералов) еще меньше», — заключает Андрей Бузин.