Непарламентская оппозиция по-прежнему вряд ли сможет эффектно отыграть предвыборную драму: Минюст стоит надежным заслоном на пути радикальных партий к выборам. Но вот на, казалось бы, утоптанной и мертвой «системной площадке» развивается множество причудливых и интересных явлений.
Прежде всего, по сравнению с ситуацией четырехлетней давности партия власти несколько опустилась в рейтингах народного доверия — об этом свидетельствуют данные соцопросов. Сказываются и общеэкономическая ситуация, не столь благоприятная, как в 2007 году, и многочисленные коррупционные скандалы общенационального масштаба, и банальная усталость людей от одних и тех же лиц в телевизоре.
Ладно бы эта несменяемость говорящих голов была оправданна благополучием граждан, пресловутой сделкой «безопасность в обмен на свободу». Так нет — выясняется, что «политическая стабильность» вполне совместима с терактами в столице, расстрелами людей в супермаркетах из милицейских стволов, межнациональными столкновениями, экономическими кризисами и беспомощностью государства в периоды стихийных бедствий.
В этих условиях власти приходится искусственно, «сверху» оживлять политическую жизнь в период выборов, самой создавать многочисленные интриги в рамках системного политического процесса. Итог выборов-2011 куда менее предсказуем, чем итог выборов-2007.
Прежде всего, непонятно, сможет ли «Единая Россия» удержать конституционное большинство в Госдуме и насколько сохранение конституционного большинства партией власти отвечает интересам самой власти? Не хотят ли «ЕР» заставить «сбросить вес», работать в менее комфортных условиях, чтобы партия стала более умной и хитрой, чем она есть сейчас?
Не ясно, насколько хорошо смогут выступить на выборах коммунисты. В принципе, социально-экономическая ситуация в стране благоприятствует левому выбору, но сумеет ли КПРФ воспользоваться моментом, начать наконец действовать смело и нестандартно? И насколько коммунистам помешает тренд «Общероссийского народного фронта», в какой степени он дезориентирует левого избирателя?
Ну и одна из главных интриг — судьба «Справедливой России». Стремительная отставка Сергей Миронова и его демонстративный уход в «настоящую оппозицию» — это «по-настоящему» или это часть сценарного плана придворных политтехнологов, создающих атмосферу политической борьбы и реальной демократии в стране? Насколько успешно справедливороссы сумеют сражаться на выборах, в условиях потери статуса «второй партии власти»?
Пока складывается ощущение, что «СР» — вполне успешная политическая сила. Депутатский состав ее фракции в Госдуме — объективно один из самых сильных, а Сергей Миронов демонстрирует, что способен быть ярким партийным лидером и без мигалки с охраной ФСО. Но окажется ли «Справедливая Россия» способна завоевать свою политическую и электоральную нишу, подвинув КПРФ в борьбе за левого избирателя либо оттянув часть левоцентристского электората у «Единой России»?
Также весьма интригующе выглядит ситуация с Михаилом Прохоровым и «Правым делом». По всем признакам, часть правящих элит не против того, чтобы умеренно-либеральная партия была представлена в парламенте, — с точки зрения политического фен-шуя «суверенной демократии» это было бы очень неплохо.
Комментирует Станислав Яковлев, политик
Во-первых, партии «Единая Россия» и в самом деле придется потесниться, но не за счет сильных конкурентов, а прежде всего из-за созданного вокруг нее «Народного фронта». Сам факт его создания по указанию лично Владимира Путина свидетельствует, что партия власти уже не справляется с поставленными перед ней политическими задачами.
Следовательно, ей придется поделиться местами с людьми «свежей крови». То есть с теми, кто, выступая на стороне партии, формально не будет иметь к ней прямого отношения. Они — не в оппозиции, они — за Путина. Но при этом не единороссы. И предъявить им те же претензии, которые предъявляются членам «партии жуликов и воров», будет уже не так просто. В этом смысле несколько нелепо смотрятся попытки конкурентов «ЕР» создавать вокруг себя аналогичные «фронты». И прежде всего интересен вопрос, готовы ли коммунисты и справедливороссы поделиться с членами своих «фронтов» депутатскими мандатами?
Вместе с тем я не вижу никакой особенной интриги в судьбе партии «Справедливая Россия». Вряд ли она сможет преодолеть семипроцентный барьер и попасть в парламент следующего созыва. Все интересные общественники, такие как Галина Хованская, скорее всего, перейдут в скором времени в более перспективные движения. А вот что это будут за партии — с этого вопроса и начинается главная интрига.
Не исключено, что впервые за долгое время в Государственную думу смогут пройти не только опекаемые Михаилом Прохоровым либералы, но и умеренные националисты, а также патриоты, недовольные Геннадием Зюгановым.
Очевидно, что в российскую парламентскую политику возвращается Дмитрий Рогозин. Пока непонятно, на какую роль, но уж точно не на эпизодическую. Также определенную часть националистов сможет привлечь под свои знамена Владимир Жириновский. Впрочем, это зависит от того, что он может им дать и что рассчитывает получить от них взамен. Конкурировать за электорат и активистов лидеру ЛДПР в любом случае придется именно с Рогозиным, а Дмитрий Олегович — конкурент сильный и опытный.
Таким образом, в Государственную думу смогут попасть представители всех политических идеологий умеренного толка, что существенно облагородит и популяризирует саму идею системной оппозиции. А вот найдется ли в этой системе место для «Справедливой России» в нынешнем ее состоянии? Честно говоря, я такого места не вижу.
Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов