Главное благо, которое нам обещают перед нынешними выборами, — это справедливость

Владимир КАРПОВ,

обозреватель «Русской службы новостей», — специально для «Особой буквы»

Не справедливости ради, а переизбрания для

Не справедливости ради, а переизбрания для
Что стоит за участившимися в последнее время либерально-популистскими шагами и заявлениями властей — искреннее желание обновить страну или банальный политтехнологический расчет?
23 июня 2011
Демократичные инициативы и сенсационные, немыслимые еще совсем недавно судебные решения сыплются на нас как из рога изобилия. Суд встал на сторону Олега Кашина в его споре с Василием Якеменко, министр юстиции выступил за либерализацию системы регистрации партий, чиновничьего водителя покарали за нарушение ПДД. Восторженные легковеры жадно ловят ноздрями «воздух свободы», а скептики устало отмахиваются: «Скоро выборы».

 

Неотъемлемая и, пожалуй, наиважнейшая часть выборов в России — обещания. Не программы политических партий, не публичные дебаты кандидатов, а именно обещания. Традиционно еще до официального старта избирательной кампании мы уже знали, а что нам будут «гарантировать» и за что дадут «руку на отсечение». Обычно это повышение зарплат бюджетникам, увеличение пенсий, стипендий и другие материальные блага. Но на этот раз картина выглядит несколько иначе. Судя по тем новостям, которые обрушиваются на нас в последнее время, главным благом, которое нам буду обещать, станет справедливость. Может быть, поэтому большинство информационных сообщений с признаками сенсации сегодня к нам поступают из зала суда.

Никак не могу разобраться: то ли я такой мнительный, то ли не так что-то в «датском королевстве». В последнее время каждый день при чтении новостей у меня невольно приподнимаются брови и округляются глаза. То водителя автомобиля со спецсигналом прав лишат, то журналист Кашин суд выиграет у главы «Росмолодежи» Якеменко, то министр юстиции Коновалов предлагает взять и отменить регистрацию партий. Через запятую еще можно с десяток событий по памяти добавить, которые невольно оживляют фантазию и рисуют радужные перспективы.

Удивительное время уже наступило или вот-вот наступит? Начинаешь щипать себя за руку (желательно побольнее), для того чтобы сбросить информационную пелену с глаз.

Есть очень простое объяснение происходящему со стороны скептиков. Это объяснение укладывается всего в два слова: «скоро выборы». Но поскольку верить хочется только в лучшее, утверждение скептиков так же ставишь под сомнение.

Для наглядности и самоуспокоения предлагаю препарировать одну маленькую, но громкую инициативу московского градоначальника Сергея Собянина.

На днях стало известно, что столичным чиновникам теперь запретят использовать служебные автомобили для личных нужд. К этой инициативе мэра Москвы отнеслись как к долгожданной. Периодически я натыкался на заголовки типа «После серии громких скандалов с «мигальщиками» Собянин решил навести порядок...» и тому подобные.

Сразу отбросим лишнее. Эта инициатива касается армии московских чиновников, которые спецсигналы видят только из окна своего автомобиля и сами ими никогда не пользовались. И все же мысль о том, что теперь «народные захребетники» перестанут ездить в прачечную за счет налогоплательщиков, приходит в голову первой. А дальше возникает вопрос: как это будут контролировать?

Люди сведущие тут же подсказывают, что при наличии политической воли и минимуме затрат такую систему можно легко отладить. В коммерческих организациях, которые стремятся экономить каждую копеечку, проблему эксплуатации служебных авто давно научились решать. Значит, и этот вопрос можно при желании снять.

Самые внимательные и пытливые дочитали новость про инициативу Сергея Собянина до конца и обратили внимание на то, что новый регламент использования автотранспорта подразумевает и компенсацию за то, что чиновник по служебной надобности перемещается на личном авто. Вот это наиболее интересная часть.

Один из рядовых московских госслужащих, который представился как Марат, заставил меня несколько иначе взглянуть на инициативу столичного мэра. Марат работает в одной из префектур (в какой, он сознательно скрыл) и пытается контролировать порядок в области возведения металлоконструкций на московских улицах. Сотни объектов, транспортом не обеспечен, поэтому на работе использует собственный автомобиль. За два года работы в префектуре Марат наездил 40 тыс. километров. Ни о каких компенсациях все это время не было и речи. Важное уточнение — его официальная зарплата 28 тыс. рублей. Естественно, это все не самопожертвования ради, а карьерного роста для.

По словам того же Марата, таких, как он, в московском чиновничестве большинство, и инициатива Собянина — бальзам на финансовые язвы служащих низших звеньев. Чего не будет точно после реализации распоряжений московского градоначальника, так это экономии бюджетных средств.

Вполне естественно напрашивается вопрос: так для кого постарался Сергей Семенович? Если посмотреть на информационное сопровождение, то для рядовых граждан, которые, хоть и с большим сомнением, но восприняли эту новость как попытку поставить на место «зарвавшихся чинуш». Если же изучить факты, то получается, что в выигрыше оказываются те же самые чиновники.

Справедливости ради стоит отметить, что все громкие скандалы, вызванные использованием служебного автотранспорта для обслуживания жен, любовниц, и детей госслужащих, связаны с федеральными структурами. Ярких злоупотреблений со стороны столичных чиновников мы практически не наблюдаем. Но в сознании масс четкого разделения между «теми» и «этими» не существует. Поэтому получилось громко, ярко, красиво и почти так же пусто. Информационный фейерверк какой-то. Отгремел и следов не оставил.

Любопытно, но подобную метафору можно употребить по отношению к большинству новостей, которые вызывают сегодня удивление. Никто же не мешал министру юстиции Александру Коновалову в интервью журналу «Профиль» фантазировать на тему отмены регистрации партий. «Нужно прийти к уведомительному порядку создания некоммерческих организаций… Реагировать следует на конкретные нарушения закона в их деятельности, а не на их гипотетическую возможность», — увещевал тогда Коновалов. Но пофантазировали и спустя пару дней отказали ПАРНАСу в регистрации в том же самом ведомстве Александра Коновалова.

А уж сколько шума было по поводу прокуратуры, покрывавшей, по версии Следственного комитета, подмосковные казино. Но переназначили Юрию Чайку на должность Генпрокурора, несмотря на заявления президента Дмитрия Медведева о том, что нужно избавляться от чиновников даже за подозрения в коррупционных связях. Кстати, по предложению того же президента Медведева Чайку и переназначили.

Не люблю скептиков, но смотришь на новости, удивляешься и думаешь: «А выборы, судя по всему, и правда скоро».

 

Материал подготовили: Владимир Карпов, Роман Попков, Александр Газов