Рашид Нургалиев опасается всплеска экстремизма во время предвыборной кампании

Комментирует Александр Михайлов,

кандидат политических наук, специалист в области политического PR

Говорим «экстремисты» — подразумеваем несистемную оппозицию

Говорим «экстремисты» — подразумеваем несистемную оппозицию
Глава МВД предполагает, что экстремистски настроенные молодежные группировки могут использовать декабрьскую предвыборную кампанию в своих целях. Что это за организации и каковы их цели, Нургалиев не уточнил.
14 июля 2011
Если учесть, что никаких доказательств своему предположению о грядущих беспорядках Рашид Нургалиев не привел, его высказывание очень напоминает своего рода превентивные меры по зачистке всех тех, кто может быть недоволен ведением партией власти предвыборной пропаганды.

 

Выборы в Государственную думу РФ состоятся 4 декабря. Кроме того, в этот же день пройдут выборы депутатов региональных парламентов и органов местного самоуправления. По словам председателя Центризбиркома Владимира Чурова, общее число избирательных участков может достичь 97 тысяч. Из них 204 будет открыто в зоне проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе. Как пишет РБК, Рашид Нургалиев заявил, что с сентября по декабрь в регионах будут работать специальные рабочие группы по профилактике правонарушений, которые при взаимодействии с органами власти и избирательными комиссиями должны выработать весь комплекс действий в случае осложнения оперативной обстановки. В частности, должны быть подготовлены методики по обеспечению безопасности всех избирательных участков и прилегающих к ним территорий.

Свое заявление глава полицейского ведомства сделал на совещании с участием главы ЦИК Владимира Чурова. Министр сообщил, что на оперативную обстановку в предвыборный период могут оказать влияние угрозы террористического характера, деятельность молодежных и экстремистских групп и конфликты на межнациональной почве. «Мы обязаны не допустить этого», — отметил Рашид Нургалиев.

С терроризмом и межнациональными конфликтами в принципе все понятно. Несмотря на то что последнее время и теракты, и столкновения на межнациональной почве происходят в России постоянно, стремление руководителя МВД обеспечить спокойное проведение голосования соответствует его должностным обязанностям.

Но слова об экстремистских молодежных организациях вызывают множество вопросов. Если учесть, что само понятие «экстремизм» размытое и неоднозначное, то и профилактика его, особенно во время выборов, может быть весьма и весьма своеобразной.

Зная усердие наших правоохранительных органов и желание Кремля во что бы то ни стало привести к победе на выборах угодные власти политические силы, легко представить, что при нужной установке со стороны Министерства внутренних дел любой гражданин, призывающий голосовать против правящей партии, может быть назван экстремистом.

Предположим, что у Рашида Нургалиева есть основания для опасений, подкрепленные оперативной информацией. Что мешает главе МВД дать соответствующие указания и за полгода до выборов предотвратить угрозы? Именно за это граждане и платят налоги государству: обеспечьте нам безопасность, оградите нас от террористов и экстремистов, отчитайтесь о предупреждении преступлений. А мы пойдем и выполним свой гражданский долг — проголосуем. Вместо этого министр говорит о каких-то мифических угрозах.

Есть и другая версия, объясняющая неконкретность заявлений Нургалиева. Известно, что далеко не мирными действиями славятся прокремлевские молодежные движения. Их прошлогоднюю акцию, когда на территории лагеря «Селигер» появились 13 вкопанных в землю кольев с насаженными на них пластиковыми головами правозащитников, справедливо было бы причислить к экстремистским выходкам. Как и то, что на сайте движения «Молодая Гвардия Единой России» была опубликована статья о необходимости «наказания» журналиста Олега Кашина незадолго до избиения последнего. Может быть, глава МВД наконец-то решил обратить свое полицейское внимание на подведомственных Василия Якеменко? Хотя это вряд ли…

Комментирует Александр Михайлов, кандидат политических наук, специалист в области политического PR

Власти обеспокоены. Политическое поле зачищено. В списках на выборы в Госдуму есть только партии либо откровенно провластные, либо сотрудничающие с властью. Действительно оппозиционные партии не регистрируются под выдуманными или незначительными предлогами, и это понимает большинство тех, кто сегодня в стране интересуется политикой.

В такой ситуации активная часть населения и молодежь обращают свой взор в сторону оппозиционных идей — либеральных, националистических или ультракоммунистических. И именно этих активных россиян, способных организовать акцию, нарушающую общую избирательную идиллию, Кремль и опасается.

Результаты выборов «подкорректируют» в пользу «Единой России». Но акция протеста, проведенная в день выборов, конечно, способна сильно испортить картину с «общенародной поддержкой» властей, рисуемую телеканалами и большинством СМИ.

Стараясь подстраховаться и попытаться не допустить подобных акций, министр МВД планирует проведение учений по борьбе с «экстремистами». К «экстремистам» же можно будет отнести всех, кто попытается что-то организовать — как националистов, так и всех остальных. А желание бороться с проявлением межнациональной розни, совершенно неуместное в ходе выборов, когда люди выражают свое отношение к системе, а не к лицам другой национальности, является лишь ширмой, легализующей силовые действия.

Возможно, накануне дня голосования будет установлено наблюдение за активистами оппозиционных течений без оглядки на политическую окраску. В местных управлениях ФСБ список авторитетных людей, способных организовать товарищей и провести акцию, есть. В ходе учений, уверен, будет отрабатываться и техника изоляции таких оппозиционно настроенных лидеров.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов