Глава ЦИК собирается привлечь футбольных фанатов к работе участковых избирательных комиссий

Комментируют Андрей Д., Вадим Прохоров

Чуров совсем офанател

Чуров совсем офанател
Глава ЦИК Владимир Чуров наконец-то нашел силу, способную обеспечить честные выборы. По его мнению, избежать фальсификаций помогут футбольные фанаты.
15 августа 2011
Идея председателя Центризбиркома России укрепить участковые избирательные комиссии боевыми отрядами фанатов и обеспечить прозрачность электорального процесса уже вызвала многочисленные комментарии политологов и экспертов. Специалисты сразу же стали говорить о последствиях нововведения Чурова, если оно, конечно, состоится, и дискутировать о легитимности подобных предложений. Но у самих фанатов, как и у тех, кто хоть немного разбирается в околофутбольном мире, ничего, кроме смеха, эта новость не вызвала.

 

За последние несколько месяцев Владимир Чуров уже несколько раз выказывал желание привлечь фанатов к выборным процессам. Правда, изначально он планировал задействовать футбольных ультра исключительно из Северо-Кавказского федерального округа. 24 июня этого года «Газета.Ru» со ссылкой на РИА «Новости» процитировала слова главы ЦИК: «У меня есть предложение, особенно к Дагестану и Чечне. Попробуйте, может быть, хотя бы в нескольких или одной участковой избирательной комиссии сделать председателем одного из лидеров фанатских группировок». Свою идею он объяснил тем, что на Северном Кавказе и в целом в России все большее значение во внутриполитической обстановке приобретает футбол. Многое, хотя далеко и не все, что об этой инициативе думают как фанаты, так и болельщики российских футбольных команд, можно прочитать на одном из форумов.

«Независимая газета» приводит слова Владимира Чурова о том, что при «Центральной избирательной комиссии будет сформирована группа наблюдателей, представленная этим же контингентом». Под последним он подразумевает «организаторов фанатских сообществ».

Еще год назад заявление председателя ЦИК можно было бы назвать пиар-ходом и объяснить его стремлением привлечь к организации выборов все слои общества. Но после убийства Егора Свиридова и событий на Манежной площади о том, кто такие фанаты и как они организованы, говорили, казалось бы, все средства массовой информации. «Особая буква» начала исследовать эту тему сразу же после избиения журналиста Олега Кашина и последующего обвинения в этом преступлении именно футбольных фанатов.

Однако, судя по всему, глава Центризбиркома до сих пор представляет себе фанатов какой-то монолитной группой, которую власть может использовать в своих целях, когда ей заблагорассудится.

Конечно, эти ребята могут сплотиться и выступить все вместе, как это показало перекрытие Ленинградского шоссе после убийства на Кронштадском бульваре. Но только тогда, когда речь идет об общих для всех них темах. А это футбольная жизнь, какие-либо происшествия с представителями себе подобных (те же убийства Юрия Волкова и Егора Свиридова) и, скорее всего, национальный вопрос (как это было во время бомбардировок Сербии, когда фанаты пикетировали посольство США).

Все остальные темы общественной жизни — будь то выборы президента или протесты против повышения ЖКХ — личное дело каждого фаната.

Еще один момент, полностью исключающий возможность реализации идеи Владимира Чурова, заключается в том, что, по сути, любой человек, относящий себя к футбольным фанатам, регулярно нарушает закон. Реальные фанаты постоянно дерутся. Да, они выясняют отношения с себе подобными и почти всегда по предварительной договоренности. Но тем не менее, по действующему Уголовному кодексу РФ, причинение вреда здоровью любой степени тяжести карается законом. Поэтому свою принадлежность к миру так называемого околофутбола фанаты тщательно скрывают.

Как себе представляет это Чуров? Они придут в избирательные комиссии и скажут: «Привет, я фанат ЦСКА. Хочу у вас поработать. Но в субботу—воскресенье, к сожалению, не могу. Дерусь после матча со спартачами».

Так что не сможет Владимир Чуров официально заявить, что в избирательных комиссиях у него трудятся фанаты. Хотя, вполне вероятно, они в самом ЦИК и так есть, как есть они в Госдуме и правительстве, Счетной палате и Академии наук, МВД и ФСБ. Вот только их начальники об этом не знают.

Андрей Д., один из лидеров московского фанатского движения

Опять идет подмена понятий: фанат, болельщик и любитель футбола — вещи совершенно разные. Но об этом столько уже говорилось, что слова Чурова слышать просто странно.

Если бы у нас в стране были развиты шахматы или волейбол, взор главы ЦИК пал бы на них. Политикам главное — массовость и популярность. Сейчас интересен футбол, вот он о нем и говорит.

Идея Владимира Чурова о привлечении к выборам фанатов Северного Кавказа — чистой воды фарс. Настоящих фанатов там нет. Нельзя так называть людей, бросающихся камнями и прочим мусором в приезжих или автобусы футбольных клубов. Там есть только болельщики или просто агрессивная масса, ходящая на футбол поорать. Они вряд ли отличают аут от офсайда. Там вообще нет организованных фанатских «фирм». Если учесть, как дико кавказцы ведут себя на стадионах, их трудно представить на избирательных участках.

Как невозможно себе представить людей из Москвы, Питера или Самары, с периодичностью раз в неделю ломающих друг другу носы или ребра, в участковой избирательной комиссии под табличкой «Группа наблюдателей — футбольные фанаты». Это все равно что предъявить паспорт и сказать: «Арестуйте меня. Я вчера дрался и завтра собираюсь».

Поэтому можно порекомендовать и политикам, и журналистам быть внимательнее к понятиям и определениям и говорить о болельщиках, которых у нас полстраны. А господин Чуров пусть называет угодных и нужных ему людей иначе — фанаты тут ни при чем.

Вадим Прохоров, адвокат, специалист по выборам, политическим партиям, гражданскому процессу

Ветер в данном случае дует, по всей видимости, со стороны Владислава Суркова. Именно на него оглядывается Владимир Чуров, выдвигая такие предложения. Сурков же сторонник привлечения футбольных фанатов для отстаивания интересов действующего режима. Здесь он руководствуется тем, что они активны и агрессивны, а значит, смогут «урезонить» наиболее принципиальных наблюдателей, например, от КПРФ или демократических сил.

Направлять на избирательные участки своих наблюдателей могут политические партии, кандидаты на тот или иной пост, принимающие участие в выборах, и средства массовой информации. Эти три категории — субъекты выдвижения. То есть те, кто имеет на него право. Если среди тех, кого выдвинут указанные субъекты, окажутся и футбольные фанаты или другие категории граждан, в этом никаких проблем нет. Здесь главное, чтобы люди были честные, принципиальные и профессиональные.

Сама же по себе эта инициатива — излюбленный метод спецслужб, который называется «отвлечение внимания на незначимый объект». Вместо того чтобы говорить об отсутствии реальной конкуренции среди политических сил в стране, о «деле «Республиканской партии», о тотальном использовании административного ресурса партией власти, предлагается для обсуждения идея привлечения фанатов в качестве наблюдателей на выборах. Завтра поговорим, не добавить ли к ним еще и хоккейных болельщиков. Вопрос, кого направлять наблюдателями на участки, вообще сам по себе вторичен.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов