Медведев встретился с представителями партий, которые примут участие в избирательной кампании

Антон ОРЕХ,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», специально для «Особой буквы»

Компания избранных вступила в избирательную кампанию

Компания избранных вступила в избирательную кампанию
В нашем народе сильно развита тяга к обрядам, ритуалам, суевериям. Даже если в них нет никакого практического смысла. Одно слово — «положено».
29 августа 2011
Вот, например, президенту положено встречаться с лидерами «официальных» партий. Обсуждать политическую ситуацию, на которую все эти партии, включая правящую, не оказывают никакого влияния, громогласно назначать дату выборов, которая давно всем и так известна. И читать нотации.

 

По мнению Медведева, перед голосованием, которое состоится 4 декабря, «для нас в равной степени неприемлемы две вещи — это административный произвол чиновников, которые пытаются скручивать выборы под себя, и бездоказательные обвинения в фальсификациях, которые часто звучат со стороны тех, кто проиграл». «Надо уметь честно побеждать и надо уметь проигрывать. Так жизнь устроена», — напутствовал президент. Глава государства также призвал исключить любую межнациональную риторику в период предвыборной кампании: «Необходимо точно исключить попытки разжигания межнациональной, межэтнической розни. Это категорически неприемлемо. Как и любые призывы к незаконным действиям».

Так и на сей раз Дмитрий Анатолич строго-настрого запретил во время предвыборной кампании разыгрывать националистическую карту. Потому что национальный вопрос у нас обострился до крайности — и «не буди лихо» (даже не скажешь «пока оно тихо»). А раньше эту карту, выходит, разыгрывать было можно? Это же уголовная вещь. Разжигание, призывание… Медведев употребил даже термин «абсолютное требование», хотя это не его требование, это закон.

Проблема в том, что националистические страсти разыгрываются не благодаря партиям. Партии вообще никому не интересны. Этот вопрос уже давно взяла в свои руки улица. Это стихийный процесс. И что со Свиридовым, что с Агафоновым, что в других подобных историях, «электорат» сам поднимает вопрос Кавказа, славян и так далее и решает этот вопрос в соответствии со своими представлениями. Да даже если эти несчастные семь партий не только не будут разжигать, а, наоборот, хором станут призывать к дружбе и толерантности, это не повлияет ни на что никоим образом.

Это, в принципе, как и с самими выборами. Которые не влияют ни на политику, ни на жизнь обычных людей. Ни на что они не влияют. Это история про группу граждан, которые играют в «партии», играют в «парламент», и все это интересно им самим и никому более. Они решают вопросы, у них кипят страсти, кому-то из них, говорят, приходится платить многие миллионы, чтобы получить заветный значок члена театра абсурда.

А самое забавное — традиционные мантры про «бездоказательные обвинения в фальсификации, которые довольно часто звучат со стороны тех, кто проиграл». Да тут никто не проиграл, потому что игра была «договорная». И бездоказательны обвинения потому, что доказательства никогда не будут признаны нашими судами, сколько этих доказательств не предъяви.

И кого стращать президенту, если самая важная для демократического общества процедура — процедура выборов — устойчиво функционирует в жанре балагана? Ритуального обряда, давно утратившего практический смысл, не интересного даже самими его участникам, но который все скрупулезно выполняют.

 

Материал подготовили: Антон Орех, Александр Газов