После того как стало понятно, что от КПРФ на президентские выборы пойдет Геннадий Зюганов, от «Яблока», скорее всего, Григорий Явлинский, заявление о присоединении к ним Владимира Вольфовича было только делом времени. Очевидно, что повторения истории с выдвижением своего охранника, как это было в 2004 году, глава ЛДПР не допустит.
Уже неоднократно говорилось, что участие лидеров крупных зарегистрированных партий в голосовании необходимо Кремлю для легитимизации процедуры избрания главы государства. Вряд ли это когда-либо проговаривалось вслух, но наши политики — народ искушенный, им и объяснять ничего не надо.
Тем более Владимиру Жириновскому, с лету улавливающему малейшие колебания политических векторов и народных настроений. Более удобного для любой власти «оппонента» и придумать нельзя. Вербализируя то, за что любое другое публичное лицо было бы тотчас обвинено в ксенофобии и экстремизме, либерал-демократ и его партия исправно одобряет все решения Кремля, голосуя за все нужные власти законы.
И власть щедро его за это благодарит. Владимир Вольфович, неоднократно замешанный в полукриминальных скандалах — от покушения на своего бывшего соратника Александра Венгеровского до того факта, что он, живя исключительно на одну не слишком большую думскую зарплату, умудрился приобрести в личную собственность 122 квартиры и 227 автомобилей, — ни разу не становился объектом внимания прокуратуры.
Видимо, за понимание и сговорчивость главному либерал-демократу также позволяется и говорить все, что угодно. Лозунг «За русских!» почему-то совершенно не смущает борцов с экстремизмом, недавно запретивших призыв «Православие или смерть!».
Как никто в России чувствующий настроение людей, Жириновский включил в общефедеральный список кандидатов сына Юрия Буданова. Похоже, он рассчитывает, что эта фамилия даст ему голоса бывших офицеров, воевавших в Чечне.
Безусловно, сделано это по согласованию с Кремлем, точнее со Старой площадью, которая умеет убеждать партии включать в списки только приемлемых кандидатов. За примерами далеко ходить не надо — широко обсуждается давление на Михаила Прохорова в связи с нежеланием власти видеть на Охотном Ряду строптивого и самостоятельного Евгения Ройзмана. Получается, что персоналии либерал-демократов Владислава Суркова вполне устраивают.
Можно прогнозировать, что проблем с Центризбиркомом во время избирательной кампании у ЛДПР не будет. Власти необходимо, чтобы протестный, но не слишком разбирающийся в перипетиях большой политики электорат поддержал Владимира Жириновского, а не, не дай Бог, действительную оппозицию.
Комментирует Александр Михайлов, кандидат политических наук, специалист в области политического PR
Владимир Жириновский, безусловно, личность примечательная. На экране телевизора, перед журналистами, на митингах он эмоциональный оратор, делающий скандальные, сенсационные заявления, заставляющие иногда сомневаться в его адекватности. В личном же общении Владимир Вольфович — спокойный уравновешенный человек, отдающий отчет в своих действиях, политических перспективах.
Именно этот, обычный Жириновский является настоящим. Подтверждением тому могут служить многочисленные отзывы встречавшихся и общавшихся с ним людей, утверждающих, что лидер ЛДПР прекрасно понимает — президентом страны ему никогда не стать.
ЛДПР — яркий пример партии вождистского типа. Все замыкается на лидера. Без Жириновского ЛДПР ничто. Появившаяся еще при Советском Союзе для создания видимости многопартийности ЛДПР и ее лидер продолжают выполнять свою функцию до сих пор. То есть, как и прежде, создают видимость оппозиционности, по своей сути оппозиционными не являясь.
Более того, Владимир Вольфович, несмотря на все его публичные выступления с критикой властей, полностью встроен в государственную систему. Да, в 90-е годы он мог позволить себе большее — руководство страны тогда было намного мягче, о «вертикали» не было и речи, и Жириновский, умело игравший на протестных настроениях граждан, добился большой общественной поддержки и мог разговаривать с Кремлем на равных. Но из системы он никогда не выбивался.
И сегодня степень сотрудничества с властями ярко демонстрируют его предложения и инициативы, некоторые из которых подхватываются государством. Это заставляет заподозрить Жириновского в том, что Кремль использует его скандальный образ для вброса скандальных идей для прослеживания реакции людей на них.
Яркая, эмоциональная риторика лидера ЛДПР нравится россиянам. Многие понимают, что он не реальный оппозиционер. Однако в условиях административного продавливания «Единой России», предопределенности результата граждане отдают свои голоса пусть и не борцу с режимом, но интересному, харизматичному Владимиру Вольфовичу.
Теперь, правда, у ЛДПР появилось множество конкурентов. Националистические настроения сильны, и разыграть эту карту хотят многие, включая саму «Единую Россию». Поэтому другие партии, несомненно, оттянут у Жириновского часть традиционного электората.
В Думу ЛДПР пройдет, но, насколько многочисленной окажется ее фракция, неизвестно.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов