Первая тройка предвыборного списка КПРФ: Геннадий Зюганов, Владимир Комоедов и Светлана Савицкая

Комментирует Вадим Прохоров,

адвокат, специалист по выборам, политическим партиям, гражданскому процессу

КПРФ не хватает красномолодцев

КПРФ не хватает красномолодцев
21 сентября прошло закрытое заседание президиума ЦК КПРФ, где был составлен предварительный список кандидатов в депутаты, утвердить который должен съезд. Стало известно, что во главе списка партии будут ее лидер, экс-адмирал и женщина-космонавт.
22 сентября 2011
Списки кандидатов в депутаты от компартии будут утверждаться на съезде простым голосованием. Но вряд ли стоит ожидать каких-либо дискуссий — понятно, что делегаты безоговорочно одобрят уже готовый документ. Горячие споры и неожиданные предложения на форумах коммунистов остались в середине 90-х. Последние годы все ключевые решения принимаются лично Зюгановым и его окружением, среди которого не осталось, пожалуй, ни одной яркой фигуры, способной составить конкуренцию Геннадию Андреевичу. Серьезные конфликты в московском и красноярском, питерском и челябинском отделениях КПРФ позволяют предположить, что предвыборные списки формировались в основном по принципу лояльности к руководству партии, а не с учетом популярности людей в регионах.

 

Список кандидатов в депутаты от КПРФ возглавили лидер партии Геннадий Зюганов, экс-адмирал Черноморского флота Владимир Комоедов и летчик-космонавт Светлана Савицкая. Владимир Комоедов был самым молодым на российском флоте адмиралом. Командовал Черноморским флотом России в 1998—2002 годах. Был уволен из-за личного конфликта с главнокомандующим ВМФ. Возглавляет общественное движение «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки». Светлана Савицкая — первая в мире женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос, и дважды Герой Советского Союза. С 1995 года является депутатом Государственной думы во фракции КПРФ. 

Без сомнения, и Светлана Савицкая, и Виктор Комоедов — люди достойные, профессиональные и политические заслуги которых не могут не признавать даже их оппоненты. Но они действуют на одном и том же электоральном поле — военные и научная интеллигенция. Поэтому выбор первой тройки КПРФ кажется нелогичным.

Очевидно, что большая часть тех, кто обычно отдают свои голоса коммунистам, не обращают внимания на фамилии — голосуют, как принято сегодня говорить, за бренд. Поэтому главной задачей партии на грядущих выборах является привлечение новых, еще не определившихся в своих политических пристрастиях граждан. А вот с этим как раз у КПРФ и проблемы.

Конечно, идти по следам «Правого дела», где в центральном списке оказалась теннисистка Анна Чакветадзе, известная узкому кругу любителей спорта, или «Единой России», где количество спортсменов давно уже перешло всякую разумную грань, компартия не может и не должна. Но в рядах КПРФ немало тех, кто способен убедить проголосовать за себя поколение 25—35-летних: от режиссера Владимира Бортко до культового современного писателя Германа Садулаева.

Можно было бы пойти другим путем — начать раскручивать неизвестного широкой публике молодого члена партии с прицелом на будущее. Однако, судя по всему, несмотря на заявленный КПРФ курс на омоложение кадров и вероятное присутствие в региональных списках кандидатов моложе 40 лет, руководство партии предпочитает не рисковать, воспитывая возможных харизматических конкурентов Геннадию Андреевичу.

Многие эксперты давно уже говорят, что главными причинами, не позволяющими КПРФ наращивать популярность у избирателей в столь благоприятных для партии условиях (а это отсутствие альтернативы для протестного голосования, когда недовольным просто больше некого выбирать, кроме КПРФ; усталость от доминирования «Единой России», общее ухудшение социальной ситуации в стране, ностальгия по СССР и тому подобное), являются возраст, несовременность, заштампованность, нехаризматичность первого эшелона депутатов-коммунистов. «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков», — точнее не скажешь.

Еще можно было бы понять, если б у партии не было ярких молодых политиков. Но они есть. Правда, долгие годы ожидания своего места под солнцем вынуждают их либо уходить в тень, либо организовывать другие малочисленные левые движения. При отсутствии каких-либо разногласий с программой КПРФ и ее идеологией они покидают партию, хотя могли бы принести ей не только дополнительные голоса россиян, но и вспахать еще не освоенное коммунистами поле — Интернет. Ведь многие из этих людей, такие как Дарья Митина, выступающая под ником kolobok1973, или Анатолий Баранов, главный редактор «Форума.Мск», давно уже в числе самых популярных в Рунете блогеров и авторов.

Вместе с тем, судя по предвыборным спискам, руководство КПРФ текущее положение вещей вполне устраивает и в эту избирательную кампанию ничего и никого принципиально нового мы не увидим. Что, конечно, не помешает партии получить свое привычное серебро на выборах.

Комментирует Вадим Прохоров, адвокат, специалист по выборам, политическим партиям, гражданскому процессу

Значение предвыборной тройки от партии к партии отличается. К примеру, в случае ухода Владимира Жириновского ЛДПР в Госдуму вообще бы не вошла.

Для КПРФ же предвыборная тройка большого значения не имеет. У партии есть стабильный электорат. Люди эти проголосуют за коммунистов, кто бы в их список не вошел. Касается это в том числе и первого лица — самого Геннадия Зюганова. Если человек имеет последовательные коммунистические взгляды, он так или иначе все равно проголосует за компартию.

Интересно, что сегодня, в условиях дефицита реальных легальных оппозиционных сил, впервые за долгие годы за КПРФ стала голосовать и интеллигенция, видя с ее стороны хоть какое-то противодействие нынешним властям.

В этой ситуации, когда коммунистам готовы отдать свои голоса и люди, никогда их прежде не поддерживавшие, значение предвыборной тройки возрастает. Если в ее состав войдут отчасти либерально настроенные люди, узнаваемые лица, КПРФ имеет реальный шанс увеличить свои показатели на выборах в Госдуму.

Сегодня говорят о том, что в эту тройку в рамках объявленного Зюгановым омоложения партии может войти тридцатилетний глава фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков. Я знаю его лично. Пусть у нас различные идеологические взгляды, но сам он очень грамотный, квалифицированный юрист, принципиальный и порядочный человек. И включение Клычкова в предвыборную тройку было бы для коммунистов замечательным шагом.

Так или иначе, все будет зависеть от того, будут ли коммунисты смотреть в рот единороссам при решении своих кадровых вопросов. Или, понимая свою уникальную позицию — ведь КПРФ — единственная оппозиционная партия, стопроцентно проходящая в Думу, — они могли бы существенно расширить число проголосовавших за них россиян. Причем, еще раз подчеркну, имеющих совершенно не коммунистические взгляды.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов