Почти в 30 регионах страны падает доверие к партии «Единая Россия»

Комментирует Евгений Минченко,

политолог, политтехнолог

Не такая уж и «Единая Россия»

Не такая уж и «Единая Россия»
По мнению экспертов, основные проблемы ждут единороссов в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Здесь рейтинг партии власти менее 40 процентов.
12 октября 2011
Внутриэлитные конфликты, усталость от доминирования одной партии, низкий уровень жизни и экономический кризис — эти и другие факторы работают на понижение уровня доверия к партии власти в регионах Центрального округа и ряде других областей. Зная точные цифры своей стремительно падающей популярности, единороссы предпринимают титанические усилия по изменению ситуации. В ход идут привычный административный ресурс, навязчивая агитация, прикомандированные столичные кадры с высокими должностями. Но пока, судя по социологическим опросам, «медведям» не удается добиться повышения своего рейтинга.

 

На официальном сайте Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) свежие электоральные рейтинги политических партий датированы 7 октября. На вопрос «За какую из следующих партий Вы бы, скорее всего, проголосовали на выборах в Государственную думу России, если бы они состоялись в ближайшее воскресенье?» 45 процентов респондентов ответили, что за «Единую Россию». КПРФ пока поддерживают 13 процентов опрошенных, ЛДПР — 10, «Справедливую Россию» — 5. За партии «Яблоко», «Правое дело» и «Патриоты России» готовы проголосовать по 1 проценту.

Безусловно, ничто не может помешать «Единой России» получить свои 110 процентов в таких субъектах Федерации, как Чечня. В некоторых национальных республиках партия власти, как бы она ни называлась, всегда будет лидером с огромным перевесом над остальными политическими силами.

Но в Центре, на Северо-Западе и на Западе страны «медведи» уже столкнулись с большими сложностями. Среди самых проблемных — Тверь, Владимир, Ярославль, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Подмосковье, Тула, Волгоград, Калининград и другие. По сообщениям СМИ, эти сведения исходят от самих единороссов, правда, предпочитающих оставаться неназванными.

Любопытно, что четыре года назад, например, в Туле «ЕР» получила 61 процент, в Твери — 59. Сейчас там нет даже 40-процентного уровня поддержки. Конечно, у каждого из указанных регионов есть свои специфические проблемы, нерешение которых усугубляется традиционно высоким общим уровнем экономической депрессивности.

Так, Ярославская область стала стремительно менять политический окрас с сентября, с момента гибели ХК «Локомотив», — в самом Ярославле трагедия до сих пор ощущается очень остро, а жители, судя по комментариям на местных интернет-форумах, от общего горя перешли к поиску виновных, предсказуемо найдя их во власти. Члены местных оппозиционных партий подтверждают, что количество резко недовольных ситуацией в стране граждан после авиакатастрофы увеличилось многократно.

Волгоградская область прославилась на всю страну разборками между элитами. Там, похоже, враждуют все и со всеми, несмотря на принадлежность к все той же «Единой России»: публично скандалят мэры и губернатор, администрация области и законодательное собрание и так далее. Возглавивший список волгоградских единороссов вице-премьер Виктор Зубков исправить ситуацию, видимо, не в состоянии. Жители области настолько устали от кадровой чехарды и коррупции, что автоматически перенесли неприязнь к руководству региона — оно же руководит и отделениями «ЕР» — на всю прокремлевскую партию.

Можно долго и подробно анализировать причины снижения доверия к «медведям» отдельно по каждому из 30 субъектов Федерации, но ясно одно: исправлять это чиновники от «Единой России» решили везде одинаково, что само по себе неверно.

Так, почти во всех регионах «медведи» пытаются усилить свои позиции прикомандированными кадрами. Однако особенность российской глубинки такова, что «засланные столичные казачки» не вызывают ни у местных элит, ни у жителей ничего, кроме раздражения.

Например, в Иркутской области, где губернатор Дмитрий Мезенцев и так привез свою команду почти всю поголовно из Москвы, раздрай между ними и иркутскими единороссами привел к отдельному и далеко не мирному существованию штаба «ЕР» и курирующих их чиновников из администрации области.

Уже ясно и то, что с фальсификацией выборов и подгонкой «нужного» результата в декабре возникнут некоторые проблемы. Нынешняя избирательная кампания отличается от предыдущей готовностью людей противостоять нарушениям. Ничего подобного четыре года назад не было. Развитие Интернета, где весьма активно обсуждаются все возможные виды подтасовок и борьба с ними, и наличие почти у каждого телефона с видеокамерой дают возможность документально подтвердить, за кого ты отдал свой голос. Что неминуемо осложнит и без того непростую жизнь «Единой России».

Другие партии до сего дня в фальсификациях замечены не были, поэтому к ним, скорее всего, и уйдет избиратель.

Комментирует Евгений Минченко, политолог и политтехнолог, директор Международного института политической экспертизы

По данным статистики, регионы Центральной части страны и Северо-Запада по уровню поддержки «Единой России» действительно несколько ниже основной массы. Однако связывать это явление с так называемым «красным поясом» 90-х годов не следует. После того как «ЕР» возглавил Владимир Путин, ситуация здесь сгладилась. Коммунисты стали набирать рейтинг в крупных городах относительно недавно. Так что данные социологов верны.

Москва, в силу недовольства жителей города действиями Собянина, может «провалиться» и больше, чем предсказывают специалисты. Но показатель опять же может быть выровнен машиной контролируемого голосования, созданной еще при Лужкове.

Вообще же сказать, что вот эти регионы для партии власти проблемные, а эти точно обеспечат ей высокий результат, нельзя. Беспроблемной территорией у нас является только Северный Кавказ.

Знаковые фигуры, направляемые в Центр и на Северо-Запад РФ из Москвы, вероятно, где-то помогут повысить рейтинг «ЕдРа», где-то нет. Но, так или иначе, сегодня перед «Единой Россией» не стоит задача обеспечить высочайший результат поддержки любой ценой. Будет от 50 до 60 процентов — хорошо. Будет больше — отлично.

Натягивать же результат, аналогичный показателю четырехлетней давности, — такой задачи, я так понимаю, нет.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов