Еще одна отличительная черта досрочного голосования — его необычайная дороговизна. На нее будет потрачено порядка 52 млн рублей, причем в основном деньги уйдут на организацию авиаперелетов. Например, авиационные траты на голосование одного избирателя на Сахалине, в Ханты-Мансийске, на Чукотке будут свыше 3—4 тыс. рублей.
В ЦИК давно думают над возможностью удешевить процедуру досрочного волеизъявления. Не исключено, что в будущем на труднодоступных участках избиратели смогут голосовать посредством SMS или с использованием системы ГАС «Выборы».
Адвокат Вадим Прохоров говорит, что две формы выборов — досрочное голосование и открепительные удостоверения — давно вызывают серьезные нарекания у наблюдателей и специалистов. Поскольку именно они обеспечивают возможность использования административного ресурса для повышения явки избирателей и голосования за партию власти. Несмотря на то что эти институты направлены на соблюдение избирательных прав, но на самом деле они во многом способствуют фальсификации выборов, считает собеседник «Особой буквы».
Он привел в пример выборы мэра в Сочи, прошедшие два года назад. Тогда, по словам Прохорова, досрочное голосование активно использовалось. С разных предприятий и учреждений целыми автобусами свозились люди, которые писали формальные объяснения, что не могут принять участия в голосовании в день выборов.
Эксперт отмечает, что процент проголосовавших за партию власти во время досрочного голосования всегда гораздо выше, чем непосредственно в день волеизъявления. «Я уже не говорю о том, что теоретически возможна замена бюллетеней», — говорит он.
Еще более серьезной и опасной проблемой, по мнению Прохорова, являются открепительные удостоверения. Он напоминает, что «нашисты» собираются 4 декабря приехать в Москву. Это вызывает у адвоката серьезные опасения: «Непонятно, по скольким участкам их провезут».
«Грядущие выборы уже изначально фальсифицированы, как минимум потому, что не все участники избирательного процесса допущены к нему. Нет, например, партии ПАРНАС, «Другой России», — убежден специалист.
«Наблюдатели лишены полноценной возможности следить за ходом голосования во время досрочной процедуры. Скандалы с наблюдателями ПАСЕ, ОБСЕ и так далее — следствие не столько хамского поведения Центризбиркома. Ведь сам по себе факт направления международных наблюдателей уже в той или иной мере легитимизирует выборы. А зачем? Нет никакой разницы, сколько наблюдателей пришлют. Все нарушения они отследить не смогут. Мне кажется, что вообще направление наблюдателей в Россию вместо четкого заявления, которое можно сделать уже сейчас, о том, что выборы фальсифицированы, — это в определенной мере ошибка европейского сообщества», — полагает Вадим Прохоров.
Материал подготовили: Татьяна Рязанова, Мария Пономарева, Роман Попков