Как Путина выдвигали в президенты

Максим ШЕЛЕК,

обозреватель «Особой буквы»

Дрессированный «Медведь» и Медведев

Дрессированный «Медведь» и Медведев
Выборы кандидата в любовники для Петровой состоялись. Действующий муж признался, что супругу удовлетворяет хуже, чем Сидоров. Кроме того, у Сидорова больше… рейтинг, поэтому пускай он с Петровой и живет. Жители подъезда эту инициативу поддержали.
28 ноября 2011
То, что следующие шесть лет мы проведем под ласковым взглядом дедушки Путина, сомнений ни у кого не вызывало и не вызывает. Но процедура его выдвижения в кандидаты от «Единой России» была довольно занимательной для стороннего наблюдателя. Я уж не знаю, как там увязан с законом тот факт, что съезд партии транслировался по федеральному государственному каналу за неделю до выборов в Госдуму, а лидеры страны агитировали аудиторию голосовать за эту партию. Но я уверен, что никаких нарушений Центризбирком не найдет.

 

По задумке организаторов съезд должен был напоминать национальные конвенты в Америке — это главный съезд Республиканской и Демократической партий США, которые проходят в год выборов президента. При этом в «ЕР» отмечают, что иностранных политтехнологов для организации съезда не приглашали. «Все делалось своими силами, — уверяет политолог-единоросс Сергей Марков. — К тому же Владимир Путин, возглавлявший некогда ФСБ, не допустит, чтобы к такому мероприятию допускались иностранцы. Хотя бы по причине безопасности. Представляете, что будет, если они на съезд «своих» людей станут проводить».

Женщина моя — очень умная. Она любит английскую литературу в подлиннике, фильмы Вуди Аллена и меня. То есть обладает хорошим устоявшимся вкусом. Но я-то знаю, что втайне от всех она обожает сериал «Сплетница», что вызывает у меня приступы здорового ехидства. Так вот: со вчерашнего дня я ее по этому поводу больше не подкалываю. Потому что вчера я сидел и смотрел съезд партии «Единая Россия». Умею я испортить воскресенье.

Все-таки чему-то мы у американцев научились. Они же первые внесли в политику элементы шоу. Пока наши генсеки читали по бумажке многочасовые доклады, прерываемые дружными аплодисментами, белозубые штатовские лидеры уже вовсю отплясывали и заводили публику. Состоявшейся второй этап съезда «ЕР» был именно в такой манере.

Напомню, что первая часть съезда прошла в конце сентября. На ней был утвержден список кандидатов в Госдуму, а президент Медведев и премьер Путин объявили, что собираются поменяться местами.

Кто должен был выдвигать Владимира Владимировича в кандидаты? Разумеется, рабочий класс, трудовое крестьянство и интеллигентская прослойка. Начали с прослойки. Кинорежиссер Говорухин умно и доходчиво объяснил собравшимся, почему свобода россиянам не нужна, до чего она может довести и как здорово всем будет под дланью сильного президента. «Так жить нельзя» называлась потрясающая документальная кинолента Станислава Говорухина, вышедшая на экраны лет двадцать пять назад. Ну что ж, теперь мастер знает, как жить. Чего и нам желает.

Выступившие вслед за ним сталевар и доярка ничего нового не добавили. Чисто антураж.

Меня больше сего интересовало, что скажет президент нынешний. Ну, сюрпризов никаких: «Владимир Владимирович Путин — самый популярный, самый опытный и самый успешный политик современной России. Абсолютное большинство наших граждан доверяют ему и связывают с ним надежды на лучшее будущее». Логичный вопрос «А кто ж тогда вы?» не прозвучал, хотя в воздухе чувствовался. Неловкая ситуация, все это ощутили, и поэтому долго разглагольствовать Дмитрий Анатольевич не стал: «Имена названы, программа сформулирована, даты выборов известны — все предельно ясно». Ну да, ну да…

Выступивший вслед глава правительства милостиво согласился поруководить нами еще. Задачи, которые видит перед собой Владимир Владимирович, ничем новым не дополнились. Зато оппозиции досталось и от президента, и от премьера. Медведев обвинил ее в использовании в полемике «демагогии» и «вранья». По мнению Дмитрия Анатольевича, оппозиционеры «только болтали и наезжали на партию власти, проваливали работу, а то и просто попадались на взятках». Путин же напомнил, что именно оппозиционеры ответственны за развал Советского Союза и «разграбление» страны в 90-х годах: «Они убили промышленность, сельское хозяйство и социальную сферу, вонзили нож гражданской войны в самое сердце страны — довели до крови на Северном Кавказе».

Пока шел спектакль, смотрел я на эти лица в зале и задавался вопросом: кто они? Кто эти люди, которые с таким энтузиазмом участвуют в этом позоре? Что с ними, и что вообще происходит?..

Если перевести происходящее в форму деловой игры, то все мы наблюдали общее собрание жителей подъезда, посвященное выбору любовника для Петровой. Действующий муж Петровой честно признался, что супругу удовлетворяет хуже, чем Сидоров. Кроме того, у Сидорова больше… рейтинг, поэтому пускай он с Петровой и живет. Жители подъезда эту инициативу единогласно поддержали. Проблема в том, что Петрова в данной ситуации — это мы с вами. И теперь с нами будут делать то, что так хорошо получается у Сидорова.

Впрочем, нет, пример некорректный — слишком торжественным было мероприятие. А может, это просто секта? Какие-нибудь понятые Иеговы, которые раз и навсегда поверили в какую-нибудь идею, а теперь сплачиваются, потому что поговорить на эти темы они могут только с себе подобными? Тоже не то. Секта — это сборище фанатиков, искренне верящих в то, что их объединило. Насколько мне известно, в рядах «ЕдРа» таковых практически не осталось. Все прекрасно понимают, что хорошо, а что плохо, и уже открыто признают, что стали заложниками своей партии и что будут делать такими же заложниками своих подчиненных, потому что иначе потеряют работу. Они аплодируют, встают в присутствии лидеров, голосуют — но все как-то буднично. Образ мыслей не восторженный. Не скандируют. То есть губами шевелят, но это для соседей, чтоб не настучали. И лидеры к этим своим нижестоящим сподвижникам относятся так же. Итоги голосования Борис Грызлов оглашал, даже не глядя в зал: все «за», «против» и воздержавшихся нет. Интересно было бы посмотреть, как повел бы себя Грызлов, если кто-то поднял бы руку «против». Растерялся бы, наверное.

А все эти вопли «Народ, Медведев, Путин» неслись от специально набранных волонтеров, так называемых групп скандирования. Они же обеспечивали махание флагами и скандирование. Разумеется, иногда невпопад. Когда Путин в своем алаверды напомнил, что в 90-х годах к власти в стране пришли какие-то злыдни и разворовали Россию, эти остолопы принялись аплодировать. Чему, простите?..

Мне кажется, что и вся эта пригнанная на съезд молодежь, и аккредитованные журналисты «правильных» изданий, и даже сами делегаты — это все клака (не путать с другим похожим словом). Феномен клаки основан на эффекте социального доказательства, суть которого в том, что люди, находящиеся на концерте или в кинотеатре, тем более расположены к аплодисментам, смеху и другим физическим выражениям эмоций, чем больше людей вокруг поступают аналогично. Именно этот феномен используется в театрах с помощью специально нанятых людей — клакеров. Это люди, которые занимаются созданием искусственного успеха либо провала артиста или целого спектакля. Разумеется, за деньги.

Вся наша жизнь последние несколько лет основана на феномене клаки. Если вокруг все токуют, как тетерева, «план Путина, план Путина» — поневоле начинаешь токовать вместе со всеми. Если рядом народ аплодирует при появлении Медведева, хотя аплодировать особо нечему, — но вдруг замечаешь, как ладони сами собой начинают пристраиваться к общему ритму. А признаться себе в том, что аплодировал ты тому, кому не собирался, и плана Путина в глаза не видел, — это объявить себя либо трусом, либо лицемером.

Не хочется. Лучше будем аплодировать и не смотреть друг другу в глаза.

 

Материал подготовили: Максим Шелек, Александр Газов