Сигналы о странной ситуации с открепительными удостоверениями на Брянщине поступали на протяжении нескольких дней. Мои родственники, звонившие с малой родины, насмехались над моим намерением получить открепительное для того, чтобы проголосовать в Москве (у меня брянская прописка). «Вряд ли ты сможешь получить эту бумажку, — говорили мне. — У нас теперь это дефицитный товар».
Действительно, весь город наблюдал, как длинные очереди выстроились в территориальные избиркомы (ТИКи), — по закону именно ТИКи в период от 45 до 20 дней до выборов раздают открепительные, позднее эта функция переходит к УИКам. Дисциплинированные бюджетники отстаивали в очередях по нескольку часов, доходило даже до драк. Неудивительно, что через несколько дней городской лимит на «открепиловки» был практически исчерпан.
Приехав в Брянск утром в воскресенье 27 ноября, я отправился на свой участковый избирательный участок (УИК) №111. Попасть в УИК для того, чтобы начать реализовывать свои гражданские права, оказалось не так просто. Двери учреждения, в котором он располагался (строительный колледж), были заперты — то есть свободный доступ граждан к избиркому отсутствовал. Пришлось долго звонить.
В конце концов в дверях появился взъерошенный охранник. Узнав, куда я направляюсь, он попросил подождать и исчез. Через довольно продолжительное время двери открылись, и я поднялся на второй этаж, в местный храм народовластия.
Женщина, дежурный член комиссии, осознав цель моего визита, испуганно засуетилась, начала перебирать какие-то папки и написанные от руки на тетрадных листах списки с какими-то фамилиями. «У нас с этим проблемы, — лепетала она. — Я вот сама не могу по месту жительства открепительное получить, чтобы 4-го числа проголосовать на этом участке». Звонок председателю УИКа ничего не дал: председатель подтвердил, что бланков открепительных сейчас нет вообще, но гипотетически опять появятся через несколько дней.
Единственное, что для меня смогла сделать участковая комиссия, — написать под текстом моего заявления: «Открепительное удостоверение не выдано по причине отсутствия бланков». Вернувшись из Брянска, я засел за написание жалобы в Центризбирком.
В моем положении оказалась куча народа: рабочие, вкалывающие на столичных стройках, студенты, уезжающие в Москву на выходные, — десятки, если не сотни человек не смогли получить открепительные удостоверения. Эти люди хоть и будут неприятно удивлены тем, что их вот так запросто лишили избирательного права, но Чурова жалобами вряд ли завалят. Собственно, на это и делается ставка.
По словам члена территориальной избирательной комиссии Советского района с правом совещательного голоса, члена КПРФ Валентины Хусаеновой (в 1999—2007 годах — секретарь Брянского облизбиркома), открепительные удостоверения сегодня — самая сложная проблема для избирателей.
«По состоянию на 24 ноября в регионе выдано уже 73 процента открепительных. Такого ранее не было никогда: ни при губернаторе-коммунисте Юрии Лодкине, ни даже в первые годы правления единоросса Николая Денина, — говорит Хусаенова. — Ранее каждый избирательный участок получал порядка десяти бланков открепительных удостоверений, а основной их резерв оставался в территориальных комиссиях. Значительная часть бланков гасилась потом в облизбиркоме по актам. Сейчас же ситуация совершено иная. Административный ресурс сработал на полную катушку, перед дверями ТИКов были несметные очереди, люди занимали места с утра, комиссии работали до вечера в режиме выдачи. Неудивительно, что почти весь резерв бланков израсходован».
Валентина Хусаенова отметила, что члены комиссий и чиновники пользуются пробелом в выборном законодательстве: ведь не нужно официально доказывать то, что гражданин, получающий открепительное, действительно уезжает или по тем или иным причинам не сможет присутствовать в день голосования по месту регистрации.
Причина такого ажиотажа вокруг открепительных удостоверений проста: конструируется новая модель выборной «карусели». Можно предположить, по какому сценарию будут развиваться события. Работники предприятий и учреждений будут внесены своими руководителями и вступившими с ними в сговор членами комиссий в списки избирателей по месту нахождения предприятий и учреждений — соответствующие бланки списков избирателей могут быть доставлены на предприятия коррумпированными членами комиссий накануне. После чего граждане с открепительными на руках являются на участки, к которым прикреплены эти территории, и бодро голосуют под контролем начальства за «руководящую и направляющую».
Можно также предположить, что открепительные удостоверения изъяты у проголосовавших не будут и ничто не помешает мобилизованным массам проголосовать еще раз на других участках. Отличительная особенность такой «карусели» — разнокалиберные директора и начальники, ответственные за политическую благонадежность вверенного им «люда», смогут отчитаться об успехах. Неудачи, соответственно, тоже будут хорошо видны.
Для пущей надежности можно объявить 4 декабря рабочим днем и голосовать еще более организованно — в Брянске пока ни одно учреждение официально не объявило о подобных планах, но именно так уже поступают в Ульяновске.
Забавно, что главы брянских предприятий, из кожи вон вылезая ради накрутки своего личного верноподданнического рейтинга в глазах начальства, как-то мало учитывают общие стратегические интересы Системы. Из-за того, что рабочие, врачи, милиционеры и учителя разобрали открепительные удостоверения, выданные на Брянск, без «открепиловок» остались несколько тысяч студентов, которых планируют, завернув в нашистские балахоны, вывезти 4 декабря в Москву на массовые акции в честь неизбежной победы «Единой России».
По словам нашего источника в прокремлевских молодежках, необходимо около 11 тыс. открепительных удостоверений. Их пока нет. Но, безусловно, ради такого случая найдутся.
Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов