Выборы в Государственную думу VI созыва — как это было

Олег САВИЦКИЙ,

«Особая буква»

Власть под декабрьским ледяным душем

Власть под декабрьским ледяным душем
Необходимость голосовать за любую партию, кроме «Единой России», осознавалась и поддерживалась в эту выборную компанию значительным количеством россиян, уставших от политического застоя.
4 декабря 2011
Выборы депутатов Государственной думы официально завершились. Но еще до объявления предварительных итогов голосования стало ясно, что «Единая Россия» не желает мириться с предсказанным социологическими опросами снижением своих результатов. Со всей страны поступают данные о вбросах, «каруселях», выдворении наблюдателей и других нарушениях. Партия власти поставила четкую цель взять планку не ниже той, которая была достигнута в 2007 году.

 

По данным эксит-поллов на 21.00 по московскому времени, «Единая Россия» набирает лишь 48,5 процента голосов. Следом идет КПРФ с 19,8 процента, «Справедливая Россия» — с 12,8, ЛДПР — 11,42, «Яблоко» — 4,17. Один из лидеров «Единой России» Борис Грызлов поспешил сделать хорошую мину при плохой игре, объявив, что партия власти победила, дав всем оппозиционерам возможность свободно вести пропаганду в СМИ. О том, что Интернет в день выборов был вычищен дотла, он умолчал. Лица Бориса Грызлова и его заместителя, единоросса Олега Морозова, в поствыборный вечер были печальны: впервые за более чем десять лет «ЕР» сильно снизила свои показатели на выборах.

Одна из самых неприятных черт выборов Госдумы VI созыва — массированная атака, которой подверглись 4 декабря независимые интернет-СМИ. В результате мощных DDoS-атак перестали работать сайты «Эха Москвы», Slon.Ru, «Большого города», The New Times. Главный редактор «Эха» Алексей Венедиктов решил обратиться по факту обрушения сайта в Генпрокуратуру, Центризбирком и МВД, но, понятное дело, это вряд ли поможет.

Помимо СМИ были атакованы «Живой журнал», а также «Карта нарушений» и сайт ассоциации наблюдателей «ГОЛОС». Специалистам «Живого журнала» к вечеру удалось отбить атаку и нормализовать работу ресурса, но вот у «ГОЛОСа» поднять свои сетевые ресурсы пока не получается.

Напомним, «ГОЛОС» стал объектом самой настоящей травли еще за несколько дней до выборов — главу ассоциации Лилию Шибанову задерживали в аэропорту и изымали у нее ноутбук, в офис организации врывались получившие соответствующий пропагандистский заказ съемочные группы НТВ, а глава ЦИК обвинил ее в присвоении полномочий государства.

Также за несколько дней до выборов стало ясно, что власти на полную катушку будут пытаться использовать возможность подтасовок при помощи открепительных удостоверений. В ряде регионов открепительные удостоверения стали «дефицитом» задолго до дня голосования: их в спешном порядке раздавали работникам «бюджетной сферы» для голосования по месту службы. На многих предприятиях 4 декабря было объявлено рабочем днем со всеми вытекающими отсюда последствиями — люди вынуждены были голосовать под контролем начальства.

Одновременно в СМИ была вброшена информация о том, что «Единая Россия» якобы смирилась с тем, что ее рейтинги непоправимо «просели», и не ставит более перед собой задачу любой ценой взять в парламенте конституционное большинство. Однако ход голосования 4 декабря и поведение членов правящей партии в этот день свидетельствуют о том, что единороссы будут добиваться абсолютной победы любыми путями.

Первые данные закрытых эксит-поллов на Дальнем Востоке, проведенных самим «ЕдРом», оказались для правящей партии шокирующими: согласно ним, лидировала КПРФ, а «Единая Россия» шла второй с некоторым отрывом. Утечка пошла в блоги: КПРФ набирала 26 процентов, «ЕР» — 23, ЛДПР — 20, «Справедливая Россия» — 19, «Яблоко» — 7 процентов. Разумеется, это не означает, что «нарисованные» и обнародованные данные будут такими же, но единороссам было от чего встревожиться. После такого холодного электорального душа партийно-государственная машина начала работать «на победу» еще интенсивнее — было понятно, что только при помощи колоссальных подтасовок можно переломить ситуацию.

Несмотря на то что официально Центризбирком по состоянию на вечер 4 декабря насчитал всего 68 жалоб, со всей страны шли данные о подтасовках. В одной только Москве было множество эпизодов со вбросами и «каруселями»: на участках в Хорошево-Мневниках «обученных» людей отправляли голосовать, напихав им в специальные поясные сумки десятки бюллетеней; на участке №174 попытка вброса была еще ранним утром; на участке №81 наблюдателей от партии «Яблоко», пытавшихся воспрепятствовать вбросам, удалили при помощи полиции. И так повсюду.

Несистемная оппозиция, которая так и не сумела четко сформулировать общую стратегию относительно выборов, 4 декабря действовала не особенно эффективно. Часть профессиональных несогласных начала протестные действия в Москве еще задолго до окончания голосования. Так, возле перекрытой Красной площади попытались устроить несанкционированную акцию несколько десятков активистов «Левого фронта» и однодольщиков, но все они быстро были задержаны. Широко и задолго анонсировавшийся сход на Триумфальной площади в 18.00 тоже не удался: на Маяковку вышло всего около двухсот человек, которые были рассеяны ОМОНом. На 21.00 была намечена акция протеста националистов на площади Революции, но полиция к ней уже готова — близ площади сконцентрированы огромные силы МВД.

Один из главных итогов нынешних выборов — это огромная популярность стратегии опрокидывающего, протестного голосования: за любую партию, кроме «Единой России». Идеи бойкота голосования и порчи бюллетеней успеха не имели. Масса наших сограждан шла на участки, не симпатизируя ни КПРФ, ни «Справедливой России», ни ЛДПР, но с твердым намерением проголосовать за любую из этих трех партий, лишь бы лишить опостылевших всем единороссов контрольного пакета акций в парламенте.

Оказалось ли у «Единой России» достаточно административных и прочих ресурсов для того, чтобы спасти себя от разгрома, — покажут ближайшие часы.

 

Материал подготовили: Олег Савицкий, Роман Попков, Александр Газов