— Как можно охарактеризовать саму процедуру голосования?
Видно, что власть игнорирует действительный выбор народа, любой ценой пытаясь удержаться на плаву. Однако по существу 50 процентов «Единая Россия» не набирает: ни в Мурманской области, ни в Карелии.
— Какие основные нарушения были допущены в ходе выборов и кем?
У нас в Мурманской области изобретены несколько своих ноу-хау. Во-первых, все крупные торговые предприятия были прикреплены к участкам, где без открепительных удостоверений голосовали работники. Причем прямо на предприятиях — а представители избирательной комиссии приходили даже не с урной. Это является грубым нарушением избирательного законодательства. Люди не всегда были включены в список избирателей. А голосовать в магазинах или в каких-то подсобках нельзя категорически.
В Карелии нарушения были, прежде всего, в период агитации, когда массовым тиражом распространялись «черные» газеты. Иногда было ясно, что это распространяется со стороны «Единой России». К сожалению, правоохранительные органы ничего не сделали.
Стоит отметить, что те результаты, которые сейчас показывают по телевизору, не соответствуют тем результатам, которые мы видим на участках.
Вызывает возмущение то, что творится в армии. Участок, состоящий из матросов крейсера «Адмирал Кузнецов», дал примерно 45 голосов за КПРФ и 1045 — за «Единую Россию». Это беспредел.
— Изменится ли общее поведение «Единой России» в нижней палате VI созыва по сравнению с Госдумой 2007—2011 годов?
«Единая Россия» будет вести себя по-подлому. Как они себя ведут сейчас? Любой ценой пытаются остаться на плаву. И я здесь говорю не о партии, а конкретно о ее верхушке, о тех, кто эту партию направляет.
— Результаты КПРФ: много или мало? Или ожидаемо и предсказуемо?
Пока у нас здесь (Мурманская область, Карелия. — Ред.) неплохие результаты. По Петрозаводску, Мурманску компартия набирает результат, близкий к показателям «Единой России», — где-то 25—30 процентов.
Однако еще рано успокаиваться и подводить итоги. За счет военных и периферийных участков, где трудно было обеспечить контроль, могут измениться и результаты. Если, конечно, люди выберут фальсификаторов, то для страны это ничего хорошего не сулит.
— Предполагаете ли вы организовывать какие-либо протестные акции?
Пока мы только думаем о том, как бы сохранить результаты и обеспечить контроль. Об акциях думать просто некогда.
Материал подготовили: Мария Пономарева, Елена Славолюбова, Александр Газов